Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Историческая экспертиза  / №4 2015

ОТ РЕДАКТОРА (100,00 руб.)

0   0
Первый авторВедерников
Страниц3
ID553678
АннотацияБолезненная проблема взаимоотношений Церкви и культуры, периодически возникающая на протяжении последних 20 лет, на первый взгляд кажется надуманной. Разве христианство — одна из самых исторических религий — не родилось в рамках античной культуры, впитав и переработав ее, а затем разве не стало оно само мощным культурным двигателем? «Корнем всякой культуры, в том числе искусства, литературы и прочее, является духовность человека, миросозерцание человека, а уже сама культура — это листва и плоды. Поэтому принципиально неверно противопоставлять эти две вещи, отрывать их одну от другой», — говорил о. Алесандр Мень [Мень, 1988]. Выдающийся русский поэт О.Э. Мандельштам в разгар гонений, обрушившихся на Церковь, утверждал: «Теперь всякий культурный человек — христианин» [Мандельштам, 1993]. И тем не менее, сложные, а временами и конфликтные отношения между религией и культурой в начале XXI в. — печальный факт.
Ведерников, В.В. ОТ РЕДАКТОРА / В.В. Ведерников // Историческая экспертиза .— 2015 .— №4 .— С. 162-164 .— URL: https://rucont.ru/efd/553678 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.В. Ведерников ОТ РЕДАКТОРА Болезненная проблема взаимоотношений Церкви и культуры, периодически возникающая на протяжении последних 20 лет, на первый взгляд кажется надуманной. <...> Разве христианство — одна из самых исторических религий — не родилось в рамках античной культуры, впитав и переработав ее, а затем разве не стало оно само мощным культурным двигателем? <...> «Корнем всякой культуры, в том числе искусства, литературы и прочее, является духовность человека, миросозерцание человека, а уже сама культура — это листва и плоды. <...> Выдающийся русский поэт О.Э. Мандельштам в разгар гонений, обрушившихся на Церковь, утверждал: «Теперь всякий культурный человек — христианин» [Мандельштам, 1993]. <...> И тем не менее, сложные, а временами и конфликтные отношения между религией и культурой в начале XXI в. — печальный факт. <...> Связан ли он с наступлением эпохи постмодерна, когда для культуры в ее экзистенциальном измерении умер не только Бог, но и человек и на первый 162 план выходит игра смыслов? или же дело заключается в том, что ответом на вызовы века сего стал религиозный фундаментализм, отвергающий всё, что не соответствует жестким рамкам религиозной традиции? а может быть, дело заключается в политике современного Российского государства, которое пытается взять под свой контроль и религию, и культуру, подчинив их сиюминутным политическим и идеологическим задачам? <...> Каков бы ни был ответ, ясно одно: проблема нуждается в серьезном обсуждении, которое невозможно вне диалога общества и Церкви, религии и культуры. <...> Не претендуя не только на то, чтобы решить этот сложный вопрос, но и поставить его во всей его полноте, мы решили обсудить лишь один его аспект: взаимоотношения музея и Церкви. <...> В начале Перестройки, когда наконец-то стало возможным открыто заговорить о месте Церкви в современном обществе, о ее задачах и проблемах, этот аспект не привлек общественного внимания. <...> Возвращение Церкви СвятоИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА <...>