Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение.  / №3 2016

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕАЙИ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XVI В. (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКовальчук
Страниц16
ID553548
АннотацияВ статье анализируется такая социальная категория податного населения Османской империи, как реайа, основу которой составляло крестьянство. Автор исследует виды налогов, которые выплачивали сельские жители в государственную казну, их обязанности и права. На основе обширной базы источников рассмотрены взаимоотношения реайята-крестьянина и сипахиземлевладельца, а также изменения, которые произошли в аграрной политике Османской империи в XVI в.
Ковальчук, М.В. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕАЙИ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XVI В. / М.В. Ковальчук // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. .— 2016 .— №3 .— С. 48-63 .— URL: https://rucont.ru/efd/553548 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

The social status of the reaya of the Ottoman Empire in the sixteenth century is analyzed in this article. <...> Уже в XVII в. термин «реайя» перестает употребляться по отношению к мусульманскому крестьянству, и он в основном обозначал немусульманское население3. <...> The Structure of the Population of the Ottoman Empire (1300–1900) // The Great Ottoman-Turkish Civilization (Еd. <...> 46 Реайя как сельское население по уровню имущественной дифференциации было разным. <...> Реайяты были как более зажиточные, поскольку имели чифтлик (чифт по-турецки «пара»: считалось, что такой участок земли можно обработать в течение дня с помощью пары волов), половину чифта или меньше, и менее состоятельные – те, кто вынужден был обрабатывать землю на условиях издольной аренды. <...> Реайяты вносились в специальные дефтеры султанского Дивана: «Они переписываются раз в тридцать лет. <...> После исключения умерших и больных они должны писаться заново и сличаться со старыми дефтерами. <...> Не должно быть недостачи реайи по сравнению со старыми дефтерами. <...> Если реайя какой-либо местности, сбежав от притеснения, придут в другое место, то правитель того места должен вернуть их обратно, чтобы страна не разорялась»4. <...> Если они уклонялись от записи в реестр, то с них принудительно взимались налоги – 25 акче5 испендже, по 2 акче ресм-и бостан (налог на огород или бахчу), ушр (десятина) и саларийе6. <...> Вся земля реайи принадлежала (в качестве территорий, которые приносили доход) сипахи: «Все чифтлики реайи – полные чифты, полчифты и еще меньшего размера, внесенные в дефтер и не внесенные в дефтер, – все до единого принадлежат сипахи»7. <...> Классическим крестьянским землевладением был чифт, размер которого зависел от качества почвы – от 60 до 150 денюмов (1 денюм – 919 м2)9; например, в канун-наме Селима I (1512–1520) указано: «Что касается чифтлика, то его [размер] составляет 60 денюмов земли высшего качества, 80–90 денюмов на средней земле и 130–150 денюмов земли худшего качества. <...> Денюм составляет 4 Цит. по: Лютфи-паша <...>