Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Античная антропология: от героя-полубога до «человечного человека» (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЗвиревич В. Т.
АвторыПургин С. П.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц245
ID225780
АннотацияВ монографии впервые в нашей историко-философской литературе предпринято обобщенно-проблемное изложение античных представлений о человеке на основе выделения и характеристики мифологического, религиозного, натурфилософского и социокультурного типов антропологии.
Кому рекомендованоДля преподавателей, студентов и всех интересующихся историей философских воззрений на человека.
ISBN978-5-7996-0659-6
УДК1(091)
ББКЮ612
Звиревич, В. Т. Античная антропология: от героя-полубога до «человечного человека» : [монография] / ред. С. П. Пургин; В. Т. Звиревич .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2011 .— 245 с. — Библиогр.: с. 232-240 .— ISBN 978-5-7996-0659-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/225780 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Т. Звиревич АНТИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: от героя-полубога до «человечного человека» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2011 ББК Ю612 З-435 Научный редактор кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Уральского федерального университета С. П. Пургин Рецензенты: кафедра философии и культурологии Института международных связей (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор В. М. Русаков); <...> С. В. Аржанухин, доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Уральской академии государственной службы Звиревич В. Т. <...> З-435 Античная антропология: от героя-полубога до «человечного человека» / В. Т. Звиревич ; [науч. ред. <...> Цицерон Введение В этой книге речь пойдет о философской антропологии, точнее, об истории философских воззрений на человека. <...> Книга написана на материале учений отдельных философов или философских направлений, выражавших главные исторически бытовавшие формы античной мысли, а именно на материале поэм Гомера и Гесиода (мифология), текстов орфиков (религиозные взгляды), воззрений ранних (ионийских) натурфилософов и ученых, софистов, а также представители демокритовского направления социальной философии. <...> Как видно из сказанного, мы ограничились преимущественно ранними, исторически исходными антропологическими представлениями в мифологии, религии и философии (в ее разделении 4 на натурфилософию и социальную философию), но вместе с тем обращались и к последующей философской мысли, правда, эпизодически, и обходились по большей части литературными данными, за исключением «раннеримской» философской мысли, если можно ввести такое понятие, а именно творчества Лукреция и Цицерона, которое мы привлекали в весьма значительной мере. <...> И долгое время в этике присутствовали антропологические темы9. <...> Конкретно же в данном параграфе мы обратимся к тому, каким именно образом представлены антропологические воззрения в мифах <...>
Античная_антропология_от_героя-полубога_до_человечного_человека_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина В. Т. Звиревич АНТИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: от героя-полубога до «человечного человека» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2011
Стр.2
ББК Ю612 З-435 Научный редактор кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Уральского федерального университета С. П. Пургин Рецензенты: кафедра философии и культурологии Института международных связей (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор В. М. Русаков); С. В. Аржанухин, доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Уральской академии государственной службы З-435 Звиревич В. Т. Античная антропология: от героя-полубога до «человечного человека» / В. Т. Звиревич ; [науч. ред. С. П. Пургин]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 244 с. ISBN 978-5-7996-0659-6 В монографии впервые в нашей историко-философской литературе предпринято обобщенно-проблемное изложение античных представлений о человеке на основе выделения и характеристики мифологического, религиозного, натурфилософского и социокультурного типов антропологии. Для преподавателей, студентов и всех интересующихся историей философских воззрений на человека. ББК Ю612 ISBN 978-5-7996-0659-6 © ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента Б. Н. Ельцина», 2011 © Звиревич В. Т., 2011
Стр.3
У кого из нас, подобающим образом воспитанных, не пребывают в душе, вместе с благодарными воспоминаниями, воспитатели, у кого – его наставники и учителя, у кого – само то безгласное место, где он был вскормлен или обучен? У кого могут быть или когда-нибудь были столь великие возможности, что могли бы появиться без услуг многих друзей? Цицерон ВВедение В этой книге речь пойдет о философской антропологии, точнее, об истории философских воззрений на человека. Нет особой надобности доказывать, что этого рода тематике в последнее время уделяется довольно много внимания. Однако надо сказать, что исследования в данной области – мы имеем в виду историю антропологических воззрений – ведутся пока еще преимущественно в традиционном ключе, т. е. в виде изучения взглядов отдельных философов на человека, на уровне конкретно-историческом1 . Кроме того, объектом некоторых историко-антропологических работ является сам человек античного общества, а вовсе не воззрения на него древних философов. Используя стандартное немецкое название, их можно именовать сочинениями «Vom Menschenbild» (в философии, литературе, истории)2 . В то же время представляется, что этот, безусловно, основополагающий и необходимый уровень исследований (ибо монографическая проработка учений отдельных философов – это база последующих сводок) все же может и должен быть дополнен работами обобщающего характера, классифицирующими или типологизирующими результаты конкретно-исторических изысканий. Нетрудно заметить, на наш взгляд, что обилие исследований по отдельным проблемам или отдельным учениям о человеке прямо-таки взывает к тому, чтобы создавать труды сводного характера. Но приходится констатировать, что нам не удалось обнаружить исследований подобного рода. Возможно, что они отсутствуют3 . И именно в восполнении отмеченного пробела в истории философских воззрений на человека мы видим назначение данной работы. 3
Стр.4
ОглаВление Введение ........................................................................................................3 Глава 1. От мифологического человековедения – к религиозному ..........8 1.1. Эволюция выражения человеческого в мифологии .....................8 1.2. Мифологический тип антропологии ........................................... 16 1.2.1. Божественное рождение человека .....................................16 1.2.2. Персонификация элементов человека и его жизни ..........20 1.2.3. Отчуждение сознания и нравственности ..........................24 1.2.4. Отчуждение человеческой жизнедеятельности в виде судьбы ....................................................................................................26 1.2.5. Судьба как жизнь ................................................................29 1.2.6. Предел судьбы-жизни – смерть .........................................32 1.2.7. Поиски бессмертия: вечная жизнь в этом мире ................37 1.2.8. «Мифологический» человек (герой) ................................40 1.3. Зарождение религиозного типа антропологии ...........................45 1.3.1. Сотворение людей богами ..................................................47 1.3.2. Жизнепроявления человека – от богов ..............................49 1.3.3. Двойственная природа человека ........................................50 1.3.4. Противопоставление души и тела ....................................53 1.3.5. Идея наказания и искупления греха ..................................64 1.3.6. Искупление вины в жизни ..................................................66 1.3.7. Очищение от греха в смерти ..............................................70 1.3.8. Жизнь под покровительством и руководством богов ......75 1.3.9. Человек во власти божественной судьбы ..........................82 1.3.10. Желания и выбор (свобода) человека в пределах судьбы ....86 Глава 2. Натурфилософский тип антропологии .......................................93 2.1. Формы человеческого в натурфилософии ..................................99 2.2. Методологическая основа натурфилософской антропологии .............................................................................................101 2.3. Составляющие натурфилософского понимания человека ...........104 2.3.1. Естественное (природное) происхождение челове ка.....104 2.3.2. Космеизация тела человека ..............................................109 2.3.3. Овеществление (материализация) души ......................... 111 2.3.4. Материалистическое объяснение состояний тела (смерти и сна) ..................................................................................... 114 2.3.5. Превращение бессмертия души в физический феномен ............................................................................................... 116 2.3.6. Уравнивание жизни и смерти как природных явлений ................................................................................................ 117
Стр.242
2.3.7. Редукция родовых и индивидуальных характеристик людей к природным факторам .......................................................... 119 2.3.8. Разумность природы-рода и неразумность индивида .......125 2.3.9. Жизнь под патронатом природы ......................................127 Глава 3. Поворот к социокультурной антропологии ..............................137 3.1. Философские предпосылки поворота .......................................137 3.1.1. Обнажение человеческого в религии ...............................137 3.1.2. Разрыв с натурфилософским тождеством φύσις – νόμος ....................................................................................................146 3.1.3. Размежевание природного и искусственного .................150 3.1.4. Практическое назначение философии и риторики ........152 3.1.5. Идея социокультурного прогресса ...................................156 3.2. Выражение человеческого в полисологии ................................161 3.3. Общие черты социокультурной антропологии.........................163 3.3.1. Обособление природы человека от вселенной ...............165 3.3.2. Характеристика человека через его потребности ..........166 3.3.3. Деятельностная сущность человека ................................172 3.3.4. Становление человека-деятеля.........................................179 3.4. «Эпигенетический» вариант социокультурной антропологии: учение о приобретении человеком социальных качеств .......................185 3.4.1. Двоякое понимание источника социально- культурных потребностей человека ...................................................................... 185 3.4.2. Человек – соединение природного и приобретенного .......186 3.4.3. Животная природа человека .............................................187 3.4.4. Приобретение человеком черт общественного существа в процессе деятельности ...................................................................190 3.4.5. Государство и право – главные новообразования природы человека ...............................................................................193 3.5. «Преформистский» вариант: учение об актуализации социальной природы человека .................................................................196 3.5.1. Общественная природа людей .........................................196 3.5.2. Гуманность природы общественного человека ..............198 3.5.3. Незавершенность природы человека ...............................207 3.5.4. Пути и средства осуществления социальной и гуманной природы человека ...............................................................................209 Заключение ................................................................................................ 217 Примечания ...............................................................................................222 Библиографические ссылки на источники .................................. 232
Стр.243