Никольская «СКВЕРНЫЕ ВЕЩИ» И РУКИ БРАХМАНА В статье рассматривается древнеиндийская система представлений о средствах очищения имущества, оскверненного качествами прежнего владельца. <...> Анализируются контексты из памятников древнеиндийской дидактической литературы. <...> Делается вывод о том, что брахман может быть очистителем для оскверненного имущества. <...> В драме Шудраки «Глиняная повозка» влюбленная в обедневшего брахмана Чарудатту гетера Васантасена оставляет в его доме на хранение золотые украшения. <...> Гетера с ритуальной точки зрения – существо нечистое, и потому опасное (см., например: Manu IV. <...> 36 чины того, что он может спокойно хранить имущество ритуально нечистой женщины, не опасаясь осквернения. <...> С точки зрения значимости своего положения брахман должен более всего опасаться ритуального осквернения. <...> Имущество, обладающее свойствами, тождественными качествам его владельца, может причинить вред тому, к кому оно переходит2. <...> Эта система представлений типична для мировоззрения ранних обществ. <...> Тем более странной кажется упомянутая в начале статьи ситуация: «нечистую вещь» спокойно берет на хранение брахман. <...> Совершенно ожидаемым кажется то, что максимальную осторожность должны соблюдать именно брахманы: ведь они a priori выступают как наиболее чистые с ритуальной точки зрения члены социума. <...> Источники изобилуют примерами всевозможных правил, защищающих чистоту брахмана (Manu IV. <...> Порицание воровства в древнеиндийской традиции (к вопросу о связи имущества и его владельца) // Восток. <...> Эта тема часто повторяется в индийской дидактической литературе (см., например, текст дхармашастры Вишну: брахману не следует принимать дар от кого попало (Vi 57.1, 57.7)). <...> 37), нимало не беспокоясь о статусе (ритуальной чистоте) прежнего его владельца4. <...> В последних шлоках второй главы дхармашастры Ману (II. <...> Возможно, это связано с тем, что снатака с ритуальной точки зрения – человек чистый, безопасный для всех. <...> Нет их и в соответствующем <...>