Информатика, вычислительная техника УДК 004.75,004.896 С. А. Шептунов, Ю. М. Соломенцев, И. С. Кабак, Н. В. Суханова, Т. И. Дробышева НЕЙРОСЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Аннотация. <...> Вопросы педагогики достаточно полно отражены в специальной литературе, в то время как применение искусственного интеллекта, а именно искусственных нейронных сетей, не нашло достаточного освещения в специальной литературе. <...> Разработана модель формирования и развития личности ребенка при его обучении, в основе которой лежат искусственные нейронные сети особого способа реализации – технологии МОДУС-НС. <...> Приведено описание основ технологии МОДУС-НС и ссылки на литературе с полным описанием этой технологии. <...> Модель использует методы искусственного интеллекта, в частности, большие искусственные нейронные сети. <...> Предложено устройство для реализации нейросетевой модели, которое может быть использовано для определения текущего и целевого уровней интеллектуального эмоционального, физического развития ребенка, для разработки мер по формированию и развитию у него определенных личностных качеств, с ориентацией на последующее профессиональное обучение. <...> Получена модель личности с принципиально новыми свойствами: масштабируемость нейронной сети; простота переноса и копирования результатов предшествующего обучения; возможность реализации различных моделей личности на одном аппаратном комплексе. <...> Все перечисленные новые свойства позволяют создавать новое поколение интеллектуальных систем, которые могут не только моделировать, но и прогнозировать развитие личности ребенка в процессе его обучения в средней школе. <...> Ключевые слова: нейронная сеть, искусственный интеллект, модель формирования и развития личности. <...> Drobysheva NEURAL NETWORK MODEL OF CHILD’S IDENTITY DEVELOPMENT IN THE COURSE OF HIGH SCHOOL TRAINING Abstract. <...> Computer science, computer engineering and control 41 Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион ture <...>