Фундаментальному труду Эрики Фишер-Лихте предпослано несколько строк Дмитрия Трубочкина, представляющего первую публикацию новой книжной серии “Play and Play”, цель которой сделать доступной для русского читателя “хорошую литературу о театре”, а книга о теории перформанса вышла у нас через десять лет после первой публикации на родине, но на четыре года ранее труда Ханса-Тиса Лемана “Постдраматический театр”. <...> Доктор искусствоведения Трубочкин, как и мы все, позволяет себе мечтать об издании книг выдающихся театральных деятелей — Жана Лекока, Хайнера Мюллера, Роберта Уилсона, Ромео Кастелуччи, Марвина Карлсона и Марии Шевцовой. <...> Хочу заметить, что ее исследование “Лев Додин и Малый драматический театр. <...> В “Слове к русскому читателю” автор книги подчеркивает, что многими идеями она обязана русскому театральному авангарду, обращая внимание на одну из главных идей книги — “одновременное со-присутствие актеров и зрителей” (с. <...> В первой главе «“Перформативный поворот” и новая эстетика» она решительно заявляет об активной роли зрителей, анализируя перформанс югославской художницы Марины Абрамович “Уста святого Фомы”, показанный 24 октября 1975 года и закончившийся ее самоистязанием, которое прекратили зрители, тем самым превратившись в актеров, участников этого перформанса. <...> С первых страниц исследования Эрика Фишер-Лихте расширяет границы театроведческого инструментария. <...> То, что книга на десять лет опоздала для русского читателя, в некотором роде удача. <...> Театральная жизнь Европы и Америки — фундамент дерзкого, полемичного, страстно написанного исследования, ставшего новым словом в мировом театроведении. <...> Автор ставит перед читателями и, разумеется, зрителями цель не только “понять перформанс, но пережить его и разобраться с чувственным опытом, не поддающимся логическому анализу” (с. <...> Она опирается на труды по герменевтике, общей философии, философии языка, в частности на труды Джона Остина <...>