Корицкий А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск эффект самосовершенствования частная норма отдачи и экстерналии образования в экономике России1 Существующие оценки отдачи образования, как правило, не принимают в расчёт его влияние на получение прямых выгод в потреблении, его денежную и неденежную отдачу в досуге и домашнем производстве, или вклад образовательной политики в социальную сплочённость. <...> Поэтому, оценки нормы отдачи образования должны рассматриваться как их нижняя граница социальных выгод, которые были получены от инвестиций в человеческий капитал. <...> 5] П оскольку макроэкономические оценки включают в себя все индуцированные внешние выгоды, а микроэкономические оценки – только часть таких выгод, которые могут быть следствием прямых индивидуальных инвестиций в собственный человеческий капитал, разница между этими двумя оценками может быть интерпретирована как мера величины экстерналий, возникающих благодаря человеческому капиталу. <...> Чикконе, большая часть правдоподобных источников таких экстерналий являются результатом связи между человеческим капиталом и темпами технических инноваций, а также косвенного влияния образования на производительность труда и занятость посредством воздействия на качество социальных институтов, что может быть рассмотрено как компонента социального капитала. <...> 5] В некоторых теоретических моделях предполагается также, что накопление человеческого капитала может увеличивать его экстерналии, так как некоторые выгоды от более образованной рабочей силы будут «утекать» от неё и гене1 Данная статья написана в развитие статьи автора «Социальная отдача и экстерналии образования в экономике России», опубликованной в журнале «Креативная экономика» № 9 за 2008 г. человеческий капитал 49 рировать выгоды, которые не могут быть присвоены теми, кто осуществил соответствующие <...>