74 Елена Прокофьева Известно ли вам, откуда пошло выражение «счастье на тарелочке с голубой каёмочкой»? <...> Некоторые иссле дователи считают, что от русских традиций праздно вания Рождества. <...> Дело в том, что в богатых домах обязательно имелся рождественский сервиз, и тарелки в нём были непременно с голубой или золотой каёмоч кой. <...> Когда вся семья садилась к праздничному столу, все рождествен ские блюда подавались именно на таких тарелках. <...> А ассоциировалась «голубая каёмочка» с чудом и счастьем Сладкий пост Рождеству на Руси предшествовал пост – впрочем, все его вспо минают как лёгкий, праздничный пост и даже «сладкий»: шесть недель православные ели рыбу вместо мяса, супысолянки и в изобилии – сладкие кисели, оладьи на меду, постные пироги. <...> И только в самый канун Рождества пост ужесточался. <...> Дореволюционный исследователь народных обычаев Апол лон Коринфский писал: «Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев русские люди не нарушают поста: по Уставу церковному разреша ется вкушать в это время только «сочиво». <...> Разговенье – утром, после ранней обедни; а до утра всё ещё стоят на Руси «Филиппов ки», идущие с 15 (28) ноября вплоть до весёлых радостных Святок. <...> А живут Святки от Рождества до Крещенья. <...> «Пост – пости, празд ник – празднуй!» – говорят в народе, подобно тому, как говорят: «Делу – время, потехе – час! <...> » Действительно, вплоть до 20х годов ХХ века, когда началась особенно яростная борьба с церковью, в особо религиозных се мьях в канун Рождества ели только «сочиво»: из распаренного зерна или крупы, с курагой, изюмом, мёдом, орехами и маком, иногда – с отваром сушёных ягод. <...> Считалось: чем богаче и вкуснее сочиво, тем урожайнее будет следующий год. <...> Продукты, из которых готови лось сочиво, имели символическое значение: зерно считали сим Традиции Тарелочка с г о л у б о й к а ё м о чо к й волом воскрешения к жизни, мёд – символом здоровья и благо <...>