ЯВЛЕНIЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОПУЩЕННЫЯ НАШЕЙ КРИТИКОЙ
_______
ГРАФЪ Л. ТОЛСТОЙ И ЕГО СОЧИНЕНIЯ
1) ВОЕННЫЕ РАСКАЗЫ. 2) ДѢТСТВО И ОТРОЧЕСТВО. 3)ЮНОСТЬ, ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА. 4)
ЗАПИСКИ МАРКЕРА. 5) МЕТЕЛЬ. 6) ДВА ГУСАРА. 7) ВСТРѢЧА ВЪ ОТРЯДѢ. 8) ЛЮЦЕРНЪ. 9)
АЛЬБЕРТЪ. 10) ТРИ СМЕРТИ. 11) СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ.
СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
"Время", No 1, 1862
Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1862/Jan/Tolstoy.htm
I
ОБЩIЙ ВЗГЛЯДЪ НА ОТНОШЕНIЯ СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКИ КЪ ЛИТЕРАТУРѢ
Vox clamantis in deserto.
Напередъ увѣренъ, что и читатели "Времени", и пожалуй сама редакцiя журнала обвинятъ автора
этой статьи въ самой отчаянной парадоксальности или по крайней мѣрѣ въ явно-неблагонамѣренномъ
желанiи уколоть почувствительнѣе нашу критику такимъ вопiющимъ фактомъ, что будтобы графъ Л.
Толстой и его сочиненiя принадлежатъ къ разряду "явленiй современной литературы, пропущенныхъ
нашею критикой".
А между тѣмъ ни парадоксальности въ мысли, ни злонамѣренности противъ критики нашей тутъ
нѣтъ нисколько, а есть только настоящее дѣло.
Критика -- скажутъ мнѣ -- однакоже сразу замѣтила появленiе въ литературѣ автора "Военныхъ
расказовъ", "Дѣтства и отрочества" и проч.? Да еще бы ужь она и появленiя-то такого новаго,
оригинальнаго, сразу явившагося съ "словомъ и властiю" таланта не замѣтила!.. Она пожалуй даже
"привѣтствовала" новый талантъ, какъ дѣйствительно новый, свѣжiй и сильный, пожалуй "заявила" свое
сочувствiе къ нему и проч...
Да вѣдь "привѣтствовать" и "заявлять сочувствiе" -- дѣло весьма легкое, штука такъ-сказать
казеннѣйшая изъ казенныхъ. Задача критики, если только она точно критика, не въ томъ только, чтобы
"привѣтствовать" и "заявлять сочувствiе", хоть у насъ и это иногда -- подвигъ похвальный, часто смѣлый,
на который рѣдко кто рѣшится первый, по крайней мѣрѣ печатно: вѣдь это нето-что брань, къ которой мы
замѣчательно привыкли, потомучто она "на вороту не виснетъ". Чтобы заявить гласно сочувствiе къ
явленiю новому, къ которому сочувствiя никѣмъ еще незаявлено, надобно имѣть много вѣры въ душѣ, -вѣры
въ правду явленiя и вѣры въ самого себя. Иное дѣло въ кружкахъ. Тутъ производство въ таланты и
даже, съ позволенiя сказать, въ генiи -- подвигъ для насъ нисколько не трудный. Ото всего, чтò бы въ
извѣстномъ кружкѣ, большомъ или маломъ, но все-таки кружкѣ, ни сказалось, или правильнѣе -- ни
сболтнулось, всегда очень возможно отступиться, если талантъ дѣйствительно обманетъ надежды, или
если кружку почему-либо покажется, что онъ обманулъ его, кружковыя, надежды...
Но задача критики, повторяю, не въ томъ только, чтобы привѣтствовать и заявлять сочувствiе.
Дѣло критики -- уловить и отмѣтить особенность, личность таланта, если особенность, личность
проглядываютъ въ немъ. Либо вовсе недолжно быть литературной критики, либо въ этомъ именно, т. е. въ
разъясненiи существа таланта, заключается ея прямая, настоящая и едвали не единственная обязанность.
Задача критики бываетъ часто очень нелегкая, въ особенности по отношенiю къ талантамъ, хотя и
дѣйствительно оригинальнымъ, но отличающимся преимущественно своими внутренними силами, своей
такъ-сказать виртуозностью, а не широтою, яркостью или общественнымъ значенiемъ концепцiй.
Стр.1