ОБРАЗОВАНИЕ М СОВРЕМЕННАЯ МИССИЯ НАУКИ Рассматриваются проблемы фундаментальной и прикладной науки. <...> Обсуждаются прикладные аспекты фундаментальных исследований и новая миссия современной науки. <...> Отношение общества к науке и, особенно, к естествознанию определяется в основном пониманием ценности науки в данный момент времени. <...> Ценность науки часто рассматривается с двух точек зрения: что она дает людям для улучшения их жизни и что она дает небольшой группе людей, изучающих природу и желающих знать, как устроен окружающий нас мир. <...> Привед¸м мнение о пользе науки крупнейшего французского математика, физика и философа Анри Пуанкаре (18541912): «Я не говорю: наука полезна потому, что она научает нас создавать машины; я говорю: машины полезны потому, что, работая на нас, они некогда оставят нам больше времени для занятия наукой». <...> В их понимании основная функция уч¸ных должна состоять не в том, чтобы искать естественно-научную истину, а в том, чтобы находить вполне определ¸нные, конкретные решения тех или иных практических задач. <...> Некоторые представители власти понимают, что в ряде случаев фундаментальные исследования это работа на будущее. <...> Другими словами, как отличить прикладные исследования от фундаментальных? <...> Привед¸нный выше признак разделения проблем естествознания на прикладные и фундаментальные нельзя считать критерием для финансирования научно-исследовательских работ. <...> Задача разделения усложняется ещ¸ и тем, что нередко прикладные и фундаментальные исследования переплетаются между собой. <...> Разделение естественно-научных проблем на прикладные и фундаментальные часто производят по чисто формальному признаку: проблемы, которые ставятся перед уч¸ными извне, т.е. заказчиком, относят к прикладным, а проблемы, возникшие внутри самой науки, – к фундаментальным. <...> Слово «фундаментальный» не следует считать равноценным словам «важный», «большой» и т.п. <...> В обоснование такого мнения приводят <...>