ОБРАЗОВАНИЕ Карпенков С.Х., д-р техн. наук, лауреат Государственной премии и премии Правительства М АШИНО РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ НАЧАЛА ПОЗНАНИЯ Анализируется роль иррационального начала в естественно-научном познании окружающего мира. <...> На примерах высказываний известных уч¸ных-естествоиспытателей оценивается связь естественно-научных и религиозных знаний. <...> Основываясь на естественно-научном восприятии мира, многие убеждены, что окружающий мир подвластен рациональному анализу. <...> В узком смысле слова «моя картина мира», «мо¸ мировоззрение» - это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе его восприятия моими органами чувств. <...> Перспектива такого замкнутого миропонимания должна вызывать сомнение хотя бы потому, что всякое конкретное мировоззрение находится в движении. <...> Мы говорим о собственном горизонте познания, который может расширяться. <...> Испытал ли он влияние той или иной религии? <...> Какие традиции определяют его образ жизни, какие праздники и знаменательные даты он отмечает? <...> Генетические, психологические и многие другие факторы играют при этом тоже очень важную роль. <...> Абсолютно нормально поэтому, что человеку с рациональным мышлением представления о сверхъестественных явлениях или о Боге кажутся немыслимыми и, следовательно, совершенно необоснованными. <...> Привед¸м характерный 45 СТРОИТЕЛЬ www.mashizdat.ru Российской Федерации в области науки и техники, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования М АШИНО СТРОИТЕЛЬ www.mashizdat.ru пример, который, хотя и представляется нашей рациональной логике абсолютно невозможным, тем не менее является физической реальностью - это корпускулярно-волновой дуализм света. <...> Это явление интерференции можно объяснить волновой природой света. <...> Однако свет обладает и корпускулярной природой, что подтверждается экспериментально. <...> Обе природы света представляются <...>