М АШИНО СТРОИТЕЛЬ www.mashizdat.ru Карпенков С.Х., д-р техн. наук, лауреат Государственной премии и премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ Рассматриваются нравственные аспекты естественно-научного познания окружающего мира. <...> Развитие естествознания, науки вообще и сама жизнь общества нуждаются в урегулировании поведения и действий людей посредством не только правовых, но и нравственных норм. <...> Существуют многочисленные и многогранные взаимосвязи естествознания и нравственности как системы социальных норм, регулирующих поведение людей и направленных на сохранение и развитие общества. <...> Уч¸ныйестествоиспытатель, как и любой человек, испытывает двойной контроль: внешний со стороны государства, социальной группы, общества и внутренний, основанный на развитом чувстве ответственности, совести и нравственном идеале. <...> Человечество выдвигало разные нравственные идеалы: гармоническое единство многообразных интересов людей, единство личного и общественного, царство справедливости, добра, правды и красоты. <...> Наряду с правом в любом обществе действуют так называемые «неписаные законы», которые лежат в основе правил нравственности морали. <...> Естествознание, как и вся наука в целом, оказывает сильное влияние на мораль, испытывая на себе обратное воздействие. <...> Вопрос, можно ли запретить постижение истины во имя спасения морали, ответа не имеет. <...> Приоритет истины перед моралью иногда основывается на простом сравнении: мораль относительна и изменчива, а истина абсолютна и вечна. <...> Во-первых, любая истина, в том числе и естественно-научная, всегда относительна в силу объективных и субъективных причин. <...> Во-вторых, не всякая истина нужна людям, о чем хорошо сказал немецкий философ Шопенгауэр: «Вы превозносите достоверность и точность <...>