Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610945)
Контекстум
Россия и современный мир  / №3 2016

ТВОРЧЕСТВО М. О. ГЕРШЕНЗОНА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевит
Страниц12
ID524879
АннотацияНаследие русского историка, литературоведа, культурфилософа М.О. Гершензона оставило след в российском самосознании. Его психологические и философские исследования духовной жизни России, повседневного бытия людей, стиля жизни, умонастроений, кризиса культуры и цивилизации, представленные в данной статье, пронизаны вековечной тоской по трансцендентным векторам истории культуры.
Левит, С.Я. ТВОРЧЕСТВО М. О. ГЕРШЕНЗОНА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ / С.Я. Левит // Россия и современный мир .— 2016 .— №3 .— С. 217-228 .— URL: https://rucont.ru/efd/524879 (дата обращения: 29.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГЕРШЕНЗОНА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ Левит Светлана Яковлевна – кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН. <...> В своих историко-литературных и культурфилософских трудах М.О. Гершензон ставил перед собой многообразные задачи: «воскресить полузабытый образ», «раскрыть душевное ядро в человеке» на основе его жизненного опыта, «изобразить историю общественной мысли в ее живой конкретности», развернуть «картину эпохи» в смене личных переживаний, странствований и блужданий в душевной сфере человека [6, с. <...> При всем разнообразии интересов, М.О. Гершензон «был проникнут темами русской культуры, ее считал своей духовной родиной, постоянно жил ее преданиями, проблемами и устремлениями», неумирающими «образами прошлого». <...> «Он верил в человеческую душу – не метафизически, а как в настоящую категорию личности. <...> Он полагает, что Левитан и Гершензон поймали самую «психею» русской сути, которая заключается в «ровностях», в «обыкновенностях», а не в горних кручах, не в вершинах; они сумели схватить самый воздух России, этот «обыкновенный ландшафт», «обыкновенную жизнь», которые помнятся дольше разных необыкновенностей: «как Левитан нигде не берет “особенно красивого русского пейзажа”… так точно Гершензон как-то обходит или касается лишь изредка “стремнин” русской литературы, Пушкина, Гоголя, Лермонтова… <...> Написав чарующие и изящнейшие книги, Гершензон, по мысли В.В. Розанова, что-то сделал такое, отчего русским читателям стало казаться, что все еще «стоит Греция», с ее великолепными «Пропилеями» и «Парфеноном», «и в них как-то заворачивают и даже с ними сливаются и в них переходят наши “проселочные дороги” и довольно обыкновенные “домишки”» [10, с. <...> ГЕРШЕНЗОНА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ осознавал необходимость выделения той области культуры, которую он изучал, в особый предмет, т.е. разделения истории литературы (эволюции литературных форм) и истории духовной жизни (умонастроения <...>