2007, № 2 АВТОР ПУБЛИцИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА КАК СУБъЕКТ ВыСКАЗыВАНИЯ (на примере «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского) © 2007 В.В. Щурова Воронежский государственный университет Подводя итоги первого года издания «Дневника писателя», Ф. М. Достоевский пишет: «Главная цель «Дневника» состояла в том, чтобы по возможности разъяснять идею о нашей национальной духовной самостоятельности и указать ее по возможности в текущих представляющихся фактах <…> <...> Слова эти помогают более отчетливо выявить пафос «Дневника» и его смысловую доминанту – интерес к духовному состоянию народа. <...> О чем бы ни писал Достоевский – о Восточном вопросе, о месте русской интеллигенции, о конкретной практике отечественных судов, о положении женщины в обществе, о взаимоотношениях отцов и детей – его мысль как стрелка компаса всегда возвращается к главному: к нравственному обеспечению личности. <...> В центре внимания читателя оказывается не столько событие, сколько взгляд на это событие самого автора «Дневника». <...> Именно поэтому можно говорить о своеобразной публицистической антропологии «Дневника»: все происходящее Достоевский рассматривает не просто как результат деятельности человека, а как следствие проявлений глубинных свойств его души. <...> В неменьшей степени антропология «Дневника» выявляется и личностью самого повествователя. <...> Георгий Гачев, размышляя о жанре «Дневника», пишет, что издание это представляет собой «одновременно исповедь, проповедь, газету и роман» [ , 8] , что позволяет говорить о трех составляющих позиции автора «Дневника». <...> Субъект высказывания здесь одновременно – проповедник, художник, публицист, предлагающий аудитории свои взгляды в форме искренней и публичной исповеди. <...> Каждая из этих составляющих – одно из свойств личности писателя, заметно проявляющихся в повествовании. <...> Антропологическая доктрина Достоевского в художественном варианте представлена в произведениях писателя – в «Бедных людях», «Двойнике <...>