2006, ¹ 2 АВТОРСКИЙ ИДЕАЛ КАК “ДВИЖУЩЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ” ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ © 2006 О.Г. Шильникова Волгоградский государственный университет Современная философская антропология, пытаясь решить извечный вопрос о том, что такое человек и в каких специфических функциях, актах сознания и эмоционально-чувственных психических реакциях выражается его собственная сущность, считает, что одной из отличительных особенностей человека является способность к целеполаганию. <...> Силой своего продуктивного воображения индивид формирует модель желаемого результата, то есть создает идеал как целостный образ требуемого будущего. <...> Без такой перспективной цели трудно представить общественный прогресс, совершенствование любой сферы бытия и самой человеческой личности. <...> Идеалы, имея общую антропологическую подоснову, неизбежно должны структурироваться по одним и тем же принципам. <...> Поэтому, чтобы определить специфику авторского идеала в литературной критике, необходимо установить его трансформацию под влиянием двух указанных факторов. <...> Говоря о своеобразии критики, М. Г. Зельдович подчеркивает, что она “определяется прежде всего множественностью сложных и притом многомерных 146 связей и критики, и ее развития… с общественно-литературным процессом и другими порождаемыми им видами деятельности” [7, 150]. <...> Отсюда критика - это вид и духовной, и практической социально-преобразующей деятельности, направленной на выявление закономерностей не только эстетической, но и социальной жизни, формирование художественного и одновременно общественного сознания современников с помощью ценностно-нормативной парадигмы. <...> “Критическому таланту присуща способность чувствовать и прогнозировать перспективные направления социально-эстетической мысли, к которым еще только исподволь склоняется общественное мнение” [3, 19-20]. <...> Принимая во внимание означенную выше специфику, следует признать, что при осуществлении <...>