“ДЕРЕВНЯ” (К ПРОБЛЕМЕ МЕТАФИЗИКИ ЧУВСТВЕННОГО) © 2006 М.Ю. Фиш Воронежский государственный университет Повесть Бунина “Деревня”, впервые опубликованная в 1910-м году, вызвавшая множество споров и различных, порой диаметрально противоположных отзывов, до сегодняшнего дня продолжает привлекать к себе внимание исследователей. <...> Причиной этого, вероятно, является то, что в ней нашла свое отражение бунинская концепция русского человека. <...> В “Деревне” писатель необыкновенно точно изображает народную жизнь, стремясь приблизиться к пониманию “загадочной русской души”. <...> Эта повесть принадлежит к числу узловых произведений русской литературы, которые остро ставят вопрос о национальной самоидентификации, заставляют задуматься не только о том, что есть русский национальный характер, но и о возможных путях развития России. <...> Мы рассмотрим данное произведение в его связи с русским фольклором, а точнее, обратим внимание на то, как изображается в нем свадебный обряд, насколько близко Бунин следует народной традиции и чем обусловлены отступления от нее. <...> Свадебный обряд занимал одно из важнейших мест в жизни русского народа, имел традиционную композицию, сопровождался различными ритуалами, восходящими к язычеству. <...> Свадьба издревле была, с одной стороны, сакральным явлением с его религиозно-магической стороной, а с другой – юридически-бытовым актом. <...> Не случайно наряду с выражением “справить свадьбу” бытует и другое – “сыграть свадьбу”. <...> В изображении свадьбы в “Деревне” можно вычленить основные этапы, характерные для данного обряда: сватовство, сговор, девишник, благословение, отъезд в церковь, венчание. <...> Однако ход свадьбы обрывается, можно сказать, в ее кульминационный момент – по дороге из церкви перед свадебным пиром. <...> ”. Таким образом Бунин привлекает внимание к событийной стороне бытия. <...> Однако сама свадьба оказывается словно вне основного сюжетного русла, связанного с судьбами братьев Красовых <...>