2006, ¹ 2 ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ ПИТЕРА АКРОЙДА “ЧАТТЕРТОН” © 2006 Я.С. Гребенчук Воронежский государственный университет Питер Акройд – современный английский писатель, в творчестве которого наиболее полно и наглядно проявляются принципы постмодернизма. <...> Персонажами его произведений становятся поэты, писатели, архитекторы (романы “Завещание Оскара Уайльда”, “Хоксмур”, “Повесть о Платоне” и др.) <...> . Обладатель многих престижных премий, писатель также является автором книги “Эзра Паунд и его мир”, биографий Т. С. Элиота, Ч. Диккенса <...> В романе “Чаттертон” (1987) одна из сюжетных линий, уводящих в прошлое, связана с личностью Томаса Чаттертона (1752–1770), одного из талантливейших мистификаторов в истории литературы. <...> Этот “юный гений” в пятнадцатилетнем возрасте придумал монаха Томаса Роули, жившего в XV веке. <...> От его лица Чаттертоном были написаны баллады и поэмы в средневековом стиле, имевшие поначалу большой успех. <...> Но появившиеся в обществе сомнения в подлинности “случайно обнаруженных” поэтом древних рукописей, а также бедность привели Чаттертона к самоубийству. <...> Такова общепринятая версия его жизни и смерти, которая в произведении Акройда подвергается сомнению. <...> Вторая сюжетная линия романа, относящаяся уже к середине девятнадцатого века, посвящена истории создания Генри Уоллисом (1830–1916) картины “Чаттертон” (закончена в 1856 г.), изображающей смерть поэта. <...> Позировал художнику молодой Джордж Мередит (1828–1909), уже проявивший себя как поэт, но еще не написавший своего знаменитого “Эгоиста” (1870). <...> Для Акройда свойственно окружать реальных исторических лиц вымышленными персонажами, и в “Чаттертоне” – это поэт-неудачник Чарльз Вичвуд, его семья, друзья и знакомые, живущие в конце двадцатого столетия. <...> С этой сюжетной линией связан мотив тайны, проходящий через весь роман: Вичвуд случайно находит портрет зрелого Чаттертона, а также рукописи, из которых следует, что поэт не умер в юности, а продолжал <...>