Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2006

МЕЖДУ СУДЬБОЙ И ОБМАНОМ: ЛЮБОВНОЕ ЧУВСТВО В “ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ” И В “ДУБРОВСКОМ” (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГайворонская
Страниц6
ID522814
АннотацияВ отрывке “Гости съезжались на дачу” (1829) “строгость и чистота Петербургских нравов” изъясняется тем, что “для любовных приключений наши <российские> зимние ночи слишком холодны, а летние слишком светлы” [VIII, 37]. Своеобразная авторская ирония как раз в том и заключается, что почти все “любовные приключения” в произведениях Пушкина (хотя и не петербургские) приходятся на лето и частично – на зиму (целью данной статьи не ставится изучение их несомненного различия). Любовные встречи происходят именно летом: в стихотворениях “Русалка” (1819), “Как счастлив я, когда могу покинуть” (1826), поэме “Кавказский пленник” (1820–1821), пьесах “Русалка” (1829–1832) и “Каменный гость” (1830), балладе “Яныш Королевич” (1833–1834). И в этом смысле по-пушкински “логично” лето в “Евгении Онегине” (1823–1830)
Гайворонская, Л.В. МЕЖДУ СУДЬБОЙ И ОБМАНОМ: ЛЮБОВНОЕ ЧУВСТВО В “ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ” И В “ДУБРОВСКОМ” / Л.В. Гайворонская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2006 .— №2 .— С. 70-75 .— URL: https://rucont.ru/efd/522814 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2006, ¹ 2 МЕЖДУ СУДЬБОЙ И ОБМАНОМ: ЛЮБОВНОЕ ЧУВСТВО В “ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ” И В “ДУБРОВСКОМ” © 2006 Л.В. Гайворонская Воронежский государственный университет В отрывке “Гости съезжались на дачу” (1829) “строгость и чистота Петербургских нравов” изъясняется тем, что “для любовных приключений наши <российские> зимние ночи слишком холодны, а летние слишком светлы” [VIII, 37]. <...> Своеобразная авторская ирония как раз в том и заключается, что почти все “любовные приключения” в произведениях Пушкина (хотя и не петербургские) приходятся на лето и частично – на зиму (целью данной статьи не ставится изучение их несомненного различия). <...> С точки зрения календарной структуры, летние события – это “день Онегина в деревне”, знакомство с Ленским, встреча с Татьяной и следствие этой встречи – безответная любовь героини (II–IV главы), а также, видимо, посещение Татьяной онегинского 1 дома (VII глава). <...> Любопытно, что во время этих встреч ночью у Невы автор и Онегин вспоминают “прежних лет романы”, “прежнюю любовь”, интересен и эмоциональный настрой: “Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы! <...> Заметим, что к моменту знакомства с автором Онегин предстает уже “с душою, . <...> Эти лексические сигналы предвосхищают и подключают мотивы пушкинскогорусалочьего текста”, небезразличные и для структуры романа в стихах3 См. работы: Медведева И. Н. <...> Пушкинская элегия 1820-х годов и “Демон” / И. Н. Медведева // Пушкин. <...> Исторические смыслы потустороннего у Пушкина: К проблеме онтологии петербургской цивилизации / А. И. Иваницкий. <...> 2 О так называемом “русалочьем тексте” в пушкинском творчестве см. в работе: Фаустов А. А. <...> О сопряжении семантической зоны лета с “русалочьим текстом” см. <...> К семантике времен года у Пушкина: лето и поэзия (готовится к печ.) номер тома, арабская – номер страницы. <...> В скобках римская цифра указывает ЛЮБОВНОЕ ЧУВСТВО В “ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ” И В “ДУБРОВСКОМ” полной сожалений” [VI, 25] (а в описании светской жизни немалое <...>