Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2006

ПУШКИНСКИЕ ПАРАДИГМЫ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБельская
Страниц7
ID522809
АннотацияРоман И. С. Тургенева “Отцы и дети” по праву можно назвать “пушкинским” как по безупречности “художественной отделки” (Д. И. Писарев), так и по близости взглядов Тургенева и Пушкина на эстетическое отношение искусства к действительности, по отношению писателей к принципам утилитаризма. В период создания одного из самых известных тургеневских романов учение об утилитаризме, основанное И. Бентамом и развитое позитивистами, начинает активно распространяться в России, оказывает существенное влияние на мировоззрение определенной части российского общества, и принцип пользы, вышедший из политической экономии, кладется в основу этики, эстетики, становится целью жизни целого поколения
Бельская, А.А. ПУШКИНСКИЕ ПАРАДИГМЫ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” / А.А. Бельская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2006 .— №2 .— С. 42-48 .— URL: https://rucont.ru/efd/522809 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тургенева “Отцы и дети” по праву можно назвать “пушкинским” как по безупречности “художественной отделки” (Д. И. Писарев), так и по близости взглядов Тургенева и Пушкина на эстетическое отношение искусства к действительности, по отношению писателей к принципам утилитаризма. <...> Бентамом и развитое позитивистами, начинает активно распространяться в России, оказывает существенное влияние на мировоззрение определенной части российского общества, и принцип пользы, вышедший из политической экономии, кладется в основу этики, эстетики, становится целью жизни целого поколения. <...> Хорошо известно, что главный герой “Отцов и детей” – Евгений Базаров – является сторонником утилитарной теории. <...> Не видя в поэтах, живописцах, музыкантах и прочих художниках практической выгоды, Базаров отказывает искусству в праве на существование и рассматривает эстетическое чувство как примитивное начало жизнедеятельности человека. <...> По поводу эстетических вкусов Николая Петровича Кирсанова Базаров с иронией замечает: “– Третьего дня, я смотрю он Пушкина читает. <...> Не желая признавать ценности такой категории, как красота, Базаров противопоставляет ей пользу. <...> Примечательна сцена разговора Базарова и Аркадия во время прогулки по саду: “И природа пустяки? – проговорил Аркадий, задумчиво глядя на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем. <...> Поля, красиво и мягко освещенные невысоким солнцем, медом разлившаяся “по воздуху сладостная мелодия” Шуберта – это, по сути дела, возражение вечной природы и вечного искусства герою, которому до определенной поры оказываются неведомы (по крайней мере, он декларирует это) поэтические “чистые наслаждения”, являющиеся “скорее намеком на какоето безмерное, где-то существующее счастье” [13, VIII, 218]. <...> Антиэстетические суждения главного героя романа, его утилитарный подход к искусству не столько разрушали принятые в 1860-е годы представления об искусстве, эстетике <...>