ВОПРОС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ В. Г. Тимофеева Лицей ¹ 8 г. Воронежа Вопрос образования это всегда и прежде всего вопрос преемственности. <...> Иллюзия самодостаточности знаний, знания как такового, т.е. усвоенного набора фактов, представлений, аксиом, уже сыграла свою негативную роль в обществе около 130140 лет назад: позитивизм породил нигилизм, нигилизм прошелся катком по авторитетам и вывел на первый план и первые роли в истории сначала «кряжевого семинариста» (это тысячи разночинцев, комплекс социальной неполноценности носителей традиционной культуры: дворянской или народной все равно). <...> Такой путь привел к радикальному упрощению содержания самого понятия знания уже не самодостаточного, а просто достаточного. <...> Утверждение в качестве основополагающего труда «Майн кампф» Гитлера, «Краткого курса ВКПб» или цитатника Мао Цзедуна было регрессом по сравнению с любым сводом знаний и законов донаучного общества. <...> Так, «Яса» Чингисхана все же опиралась на мощную традицию жизни и верований народов, а не на произвол вождя племени; «Поучение» Владимира Мономаха на духовное осмысление в свете православия писаных и неписаных законов жизни и деятельности государя. <...> Если идти дальше в глубь веков мы прежде всего вспомним титанические фигуры Конфуция на Востоке и Платона на Западе, утверждавших несостоятельность, неподлинность знания без ритуала, традиций, преемственности, прямого учения у учителей. <...> Наше счастье, что ХХ веку не по зубам оказалось разгрызть, раскрошить на мелочи и уничтожить наследие тысячелетий человеческой цивилизации: общественный институт учительства и ученичества, понятие школы, понимание неотъемлемости иерархии начального, среднего и высшего образования. <...> Учатся у учителя и преподавателя, но не у учебников, на большинстве которых прямо обозначено: «пособие». <...> Что же является традицией, перенимаемой вузом у школы? <...> Прежде всего, это опыт работы с личностью <...>