Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Грани  / № 48 1960

Зло и отрицание (Литературно-философский экскурс) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЗандер
Страниц19
ID516430
АннотацияСтатья посвящена литературно-философскому экскурсу
Зандер, Л. Зло и отрицание (Литературно-философский экскурс) / Л. Зандер // Грани .— 1960 .— № 48 .— С. 194-212 .— URL: https://rucont.ru/efd/516430 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зандер Зло и отрицание (Литературно-философский экскурс) Мы говорим о. <...> С этой точки зрения для нас совершенно безразлично, является ли Мефистофель поэтическим образом или изображением реального лица; в какой степени его слова отображают философские . воззрения советника Мерка ) ; когда и под какими влияниями, возник этот образ в сознании Гете; кто был его литературными предками ' ) 2 ! и тому подобное. <...> He имея возможности останавливаться здесь прдрюбйей на этой метафизической концепции, мы можем только отметить тот факт, чего она ЗЛО И ОТРИЦАНИЕ 195 соображения дают нам право применить этот метод и к другому представителю демонического мышления и перейти к анализу философии «чёрта» Ивана Федоровича Карамазова в романе Достоевского «Братья Карамазовы». <...> Ибо мы не задаемся здесь целью исследовать в-сю философскую систему Ивана, в состав которой входит и тема неприятия мира («Бунт») и утопия его реорганизации («Легенда»); наша задача более проста: выявить отрицательный характер демонической мысли, показать, каким образом функция отрицания является (сущностью как мышления, так и :бытия зле го начала. <...> Чёрт -есть чёрт, и все, что он говорит, безусловно является ложью и злом. <...> В этом смысле чёрт — хотя и связан 'систематически сю всей совокупностью философии Ивана — является все же законченным образом, кристаллизацией злого начала, и может быть изучаем как таковой. <...> ЗАНДЕР ны быть его собственные слова, а также описание его внешности, манеры себя держать и тому подобное —• одним словом, текст главы IX книги II четвертой части романа, озаглавленной «Чёрт. <...> В этой главе Иван рассказывает Алеше о посещении чёрта и о предмете их разговора; при этом, 1 — начав с точных цитат того, что говорил чёрт (тема «опаленных -крыльев», тема «бани», тема «романтичности»), I — • он очень скоро переходит к собственным, мучающим его мыслям, приписыва я и х чёрту ; более того, основная тема, беспокоющая Ивана (подвиг добродетели без веры <...>