Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторЖуравлев
Страниц7
ID516101
АннотацияПрежде, чем приступить к разговору о коммуникативной функции тела как “тела другого”, нам необходимо упомянуть две старые проблемы, которые наиболее четко были сформулированы в картезианской философии и от возможности решения которых зависит многое. То, с чем неизбежно приходится считаться, — это неприсутствие двоякого рода. Реальность представления никогда не может быть критерием реальности того, что в нем представляется, а поэтому все данное мне в опыте действительности вполне могло бы быть сведено к совокупности моих представлений.
Журавлев, И.В. ТЕЛО ДРУГОГО: КОММУНИКАЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ / И.В. Журавлев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2004 .— №1 .— С. 17-23 .— URL: https://rucont.ru/efd/516101 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вестник ВГУ, Серия “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, 2004, № 1 ТЕЛО ДРУГОГО: КОММУНИКАЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ © 2004 И.В. Журавлев Институт языкознания РАН …все, что называется в философии “проблемой”, является ею в том смысле слова, что это не есть предмет решения каким-либо обозримым числом шагов, а есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое может продумываться только каждый раз заново, и тогда оно будет совершаться. <...> 147] Прежде, чем приступить к разговору о коммуникативной функции тела как “тела другого”, нам необходимо упомянуть две старые проблемы, которые наиболее четко были сформулированы в картезианской философии и от возможности решения которых зависит многое. <...> То, с чем неизбежно приходится считаться, — это неприсутствие двоякого рода. <...> Реальность представления никогда не может быть критерием реальности того, что в нем представляется, а поэтому все данное мне в опыте действительности вполне могло бы быть сведено к совокупности моих представлений. <...> С этой “проблемой мира” (ее можно называть монадологической или же психофизической проблемой) неразрывно связана (хотя связь эту нелегко сразу обнаружить) “проблема чужого сознания”: откуда взялась моя убежденность в том, что люди, которых я вижу вокруг себя и с которыми постоянно общаюсь именно как с людьми, наделенными сознанием, в действительности не являются манекенами или автоматами, лишь искусно воспроизводящими телесный облик и поведение людей? <...> Что позволяет мне атрибутировать некую “единицу сознания” другому телу, насколько правомочна такая атрибуция (пусть она даже и является в моем эмпирическом сознании необходимой)? <...> И — самое главное — откуда я знаю, что “другие сознания” обладают теми или такими же представлениями о мире, что и я сам? <...> Хотя проблема мира может показаться первичной по отношению к проблеме чужого сознания и вопросам, связанным с ней, логика истории субъекта свидетельствует об обратном <...>