Прогноз по Твиттеру КОРОТКИЕ ЗАМЕТКИ О том, как с помощью социальных сетей делать революции, мир узнал в 2011 году, во время «арабской весны». <...> Создать такой инструмент хотят социологи из мадридского Политехнического университета во главе с Розой Марией Бенито («Chaos», 2015, 25, 033114; http://dx.doi. <...> org/10.1063/1.4913758): с помощью службы коротких сообщений «Твиттер» они оценили поляризацию общества. <...> Свою методику авторы опробовали на примере твиттерной кампании, сопровождавшей болезнь и смерть венесуэльского президента Уго Чавеса. <...> Они собрали более 16 миллионов коротких сообщений, сделанных тремя миллионами пользователей за месяц до смерти и месяц после. <...> Сначала были выявлена сетевая элита — люди, сообщения которых были ретвитнуты по тысяче раз за день. <...> Далее посчитали у каждого участника число связей с элитой и пронормировали на степень радикальности соответствующего элитария. <...> Так получили и меру поляризации — насколько сильно отстоят друг от друга мнения обеих групп, и степень поляризации — сколько людей поддерживают каждую из групп. <...> Венесуэльское общество крайне поляризовано: мнения обеих групп на протяжении всех двух месяцев различались предельно сильно, разве что в день смерти стороны немного примирились. <...> А вот степень поляризации до смерти была низкой, поскольку в Твиттере в тот период доминировала оппозиция. <...> Зато после смерти сторонники Чавеса вступили в сетевую баталию, и степень поляризации стала расти, причем особенно сильно — с начала предвыборной компании его преемника Николаса Мадуро. <...> Как оказалось, поляризация общества наблюдается не только в виртуальном пространстве, но и в реальном. <...> Известно, откуда поступило то или иное сообщение Твиттера, следовательно, можно построить карту распределения мнений. <...> Ее сравнение с результатами голосования подтвердило правильность модели: районы Каракаса голосовали именно так, как следовало из битвы в Сети. <...> Это не случайно, ведь Твиттер очень популярен <...>