ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА В ОНТОГЕНЕЗЕ Михаил Брониславович Бабинский, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, erhova2002@mail.ru • возрастная психология • подростковый возраст • зрелое бытие • изменения качественного порядка • общепедагогическая система «воспитание — обучение» Согласно данным возрастной психологии, на рубеже старшего подросткового и юношеского возрастов (9-й класс) в человеческом становлении школьника наблюдается подлинная революция. <...> Именно тогда в «зоне ближайшего развития» школьника воцаряется принципиально новая доминантная потребность — духовная (в узком значении этого термина). <...> Ведь перекладываться в человеческом развитии своём старшему подростку приходится не на 45 и даже не на 90, а на все 180 градусов! <...> Именно здесь, на рубеже подросткового и юношеского возраста, характер самоопределения человеческого переориентируется с социального на индивидуальный, то есть становится самоопределением личностного плана (в 1–8-х классах этот план оставался типичностным). <...> Вследствие чего приготовление старшеклассника к зрелому бытию должно обрести подлинно содержательный характер (в 1–8-х классах этот характер остаётся формальным). <...> «Подлинно содержательный» потому, что главным предметом познавательной деятельности впервые за всё время пребывания школьника в школе становится его собственное «Я». <...> Да-да, именно: в старшем звене школы человек из страдательного «объекта педагогических воздействий» должен превратиться в действительного «субъекта педагогического процесса». <...> Всему «виной» логика, ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2016 которой — в соответствии с дуализмом природы Хомо сапиенс — подчинено человеческое развитие школьника. <...> Итак, где-то в районе 15 лет «зона ближайшего развития» школьника буквально «взрывается» изнутри изменениями качественного порядка. <...> Данное явление вызвано столкновением <...>