Раскрытие содержания процессов, протекающих в развивающемся организме, дает не только ключ к управлению зародышевым развитием, но и создает необходимую основу для понимания сущности процессов развития. <...> По этим признакам можно выделить следующие типы яйцеклеток: алецитальные – не содержат желтка. <...> Такие яйцеклетки характерны для насекомых; гомолецитальные – содержат небольшое количество желтка, более или менее равномерно распределенного по всей цитоплазме (ланцетник и млекопитающие); телолецитальные – характеризуются содержанием среднего или большого количества желтка, расположенного полярно. <...> Среднетелолецитальные яйцеклетки содержат среднее количество желтка, распложенного в вегетативной части (земноводные). <...> Крайнетелолецитальный тип содержит большое количество желтка, также сконцентрированного в вегетативной части (костистые рыбы, рептилии, птицы); центролецитальные – характеризуются наличием большого количества желтка, расположенного в центре яйцеклетки (насекомые). <...> Самые мелкие размеры свойственны яйцеклеткам самок наиболее примитивно организованных классов животных (ланцетники), живущих в водной среде, и представителям самых совершенных форм организации, составляющих класс млекопитающих, перешедших к внутриутробному характеру зародышевого развития. <...> Типы яйцеклеток по количеству и распределению желтка: 1 – алецитальный; 2 – олиголецитальный (изолецитальный); 3 – мезолицетальный (переходный); 4 – полилецитальный (телолецитальный) Наличие большого количества желтка обуславливает полярность яиц (исключение – центролецитальные клетки). <...> Верхняя часть яйца, бедная желтком, называется анимальным полюсом, а нижняя, содержащая большое количество желтка, – вегетативным. <...> Мысленная линия, соединяющая анимальный и вегетативный полюсы и проходящая через центр яйцеклетки, называется осью яйца. <...> Яйцеклетка млекопитающего: 1 – ядро; 2 – ядрышко; 3 – цитоплазма; 4 – первичная <...>
Биология_размножения_и_развития__учебное_пособие_.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
Л. А. Минюк
Д. Ю. Гришина
БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Кинель 2016
Стр.1
УДК 636:611.013
М61
Рецензенты:
д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой «Физиология»,
ФГБОУ ВО Казанская ГАВМ
Т. В. Гарипов;
д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой «Биоэкология и физиология
сельскохозяйственных животных», ФГБОУ ВО Самарская ГСХА
В. В. Зайцев
Минюк, Л. А.
М61 Биология размножения и развития : учебное пособие /
Л. А. Минюк, Д. Ю. Гришина. – Кинель : РИО СГСХА,
2016. – 119 с.
ISBN 978-5-88575-437-8
В пособии рассмотрены основные вопросы биологии размножения
и развития в русле учебной программы, построенной в соответствии
с системой онтогенетических процессов, лежащих в
основе жизни.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению
подготовки 06.03.01 «Биология».
УДК 636:611.013
ISBN 978-5-88575-437-8
© Минюк Л. А., Гришина Д. Ю., 2016
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Биология размножения и развития, как наука о закономерностях
и механизмах онтогенеза, принадлежит к одной из центральных
и бурно развивающихся биологических дисциплин.
Знание общих закономерностей онтогенеза имеет большое
значение для решения теоретических и практических вопросов
биологии. Раскрытие содержания процессов, протекающих в развивающемся
организме, дает не только ключ к управлению зародышевым
развитием, но и создает необходимую основу для понимания
сущности процессов развития.
Познание закономерностей индивидуального развития начинается
с прослушивания лекций и самостоятельного изучения материла
по основной и дополнительной литературе.
Цель учебного пособия – помочь обучающемуся самостоятельно
изучить закономерности онтогенеза многоклеточных организмов,
начиная с гаметогенеза и до послезародышевого развития.
Усвоение и применение полученных в курсе биологических знаний
дает возможность будущим специалистам демонстрировать способность
к полной самостоятельности в выборе способа решения
неизвестных или нестандартных заданий в рамках учебной дисциплины
с использованием знаний, умений и навыков, полученных
как в ходе освоения данной учебной дисциплины, так и смежных
дисциплин.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
способности использовать базовые представления о закономерностях
воспроизведения и индивидуального развития биологических
объектов.
3
Стр.3