Вахренева Международный институт компьютерных технологий Поступила в редакцию 4 июня 2014 г. Аннотация: в статье анализируется проблема индивидуального существования человека, которая становится центральной в классике Серебряного века русской философии. <...> Человек рассматривается как центр всех преобразований в обществе, а его назначение – как «служение глубине жизни». <...> К этому можно добавить, что Н. В. Гоголь выдвинул новый критерий социального развития – индивидуальное творчество души, – выделив при этом среди всех социальных начал как «самое главное определяющее качество – умение соединять людей», которое сегодня, между прочим, выглядит как критерий роста и дееспособности самого ядра социальности – души. <...> Выделение индивидуального творчества души как критерия социального развития становится особенно важным, если вспомнить, что все способности к сосуществованию тоже не заданы генетикой. <...> Такие начала, как альтруизм, соборность, коллективизм, коммуникабельность, умение любить, способность дружить, понимать другого, – формируемые социальные качества. <...> Поскольку поле – материальный носитель взаимодействия, то становится понятной необходимость созидания самого этого носителя социального взаимодействия. <...> Не случайно поэтому после Гоголя все формы общественного сознания переподчиняются задачам социального развития. <...> Это после Гоголя начнутся разговор о необходимости демократизации церкви, поиск ин© Вахренева П. Е., 2014 101 Вестник ВГУ. <...> Серия: Философия дивидуального способа веры и высшей нравственности, выразившейся потом в абсолютах смысловой организации личности, таких как любовь, добро, соборность, творчество, свобода, красота, всеединство, всемирность. <...> и пророчески добавит, что «такие творцы, как Гоголь, по своему значению в истории слова, подобны Святым отцам в Православии XVI века, и поэтому можно без преувеличения назвать его Пророком и философом православной культуры. <...> Скорее всего <...>