Серия: Философия УДК 02.41.11 ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И. Ю. <...> Тихонова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 января 2015 г. Аннотация: в статье проводится анализ подходов к исследованию смерти как феномена человеческого бытия в философской антропологии. <...> Обращается внимание на изменение отношения к смерти в культуре, на характерное для современного общества «забвение смерти». <...> Ставится вопрос о смысле смерти, который может быть решен только в контексте целостного исследования сущности человека и его ценностных ориентаций. <...> Ключевые слова: проблема смерти, пограничная ситуация, смысл смерти, феномены человеческого бытия, конечность человека. <...> Размышляя о сущности человека, философы всякий раз пытаются 88 найти тот специфицирующий признак, который бы однозначно позволил дать ответ на вопрос: кто такой человек и чем он выделяется в ряду всех живых существ? <...> Гелен назвал «зиянием» в своей антропобиологической системе) порождает необходимость осмысливать и проблематизировать феномены своего существования. <...> Одним из таких феноменов, требующих от человека необходимости осмысления, является смерть. <...> Обращаясь к данному феномену, философия, как и любая наука, с неизбежностью исходит из конечного характера человеческого бытия. <...> Именно поэтому «принятие» возможно не через знание о ней (в этом смысле она объективна), а через субъективное переживание ее как феномена собственного бытия. <...> Ведь только как духовное существо человек не может примириться со смертью. <...> «Естественной смерти не существует: ни одно несчaстье, обрушивaющееся нa человекa, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек. <...> Все люди смертны, но для кaждого человекa смерть – это бедствие, которое нaстигaет его, кaк ничем не опрaвдaнное нaсилие, дaже если человек покорно принимaет ее» [1]. <...> Сам феномен смерти является конституирующим человеческое бытие, ведь именно в отношении <...>