Математическое моделирование УДК 656.13:519.872 ББК 39.31:22.183.5 М. А. Трапезникова, А. А. Чечина, Н. Г. Чурбанова, Д. Б. Поляков МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТОКОВ АВТОТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ МАКРО- И МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ M. <...> Polyakov MATHEMATICAL SIMULATION OF TRAFFIC FLOWS BASED ON THE MACRO- AND MICROSCOPIC APPROACHES Рассматриваются два основных подхода к математическому моделированию потоков транспорта на протяжённых магистралях и элементах городской сети, а именно получают дальнейшее развитие модели, созданные авторами ранее: макроскопическая, основанная на квазигазодинамической системе уравнений, и микроскопическая, использующая подход клеточных автоматов. <...> Обе модели описывают случай многополосного движения, т. е. учитывают реальную геометрию трассы. <...> Результаты тестовых расчётов демонстрируют хорошую согласованность моделей, а также их адекватность реальным дорожным ситуациям. <...> Ключевые слова: автотранспортные потоки, микроскопические и макроскопические модели, многополосное движение. <...> The paper considers two basic approaches to mathematical simulation of traffic flows on stretched highways and on city network elements. <...> Both models describe the case of multilane traffic i. e. they take into account the real road geometry. <...> Key words: vehicular traffic flows, microscopic and macroscopic models, multilane traffic. <...> Математическое моделирование потоков автотранспорта начало развиваться в 50-е гг. <...> XX в., тогда же сформировались основные подходы: так называемые макроскопический и микроскопический, различающиеся способом описания движения автомобильных потоков. <...> Первый из них – макроскопический [1] – рассматривает достаточно протяжённые расстояния при достаточном скоплении транспортных средств, когда можно вводить осреднённые характеристики, аналогичные характеристикам жидкости или газа в газовой динамике, такие как плотность (количество автомобилей на одной полосе и единице длины трассы) и средняя скорость, с которой каждый автомобиль вынужден двигаться при достаточно плотном движении. <...> В этих условиях все водители вынуждены придерживаться одинаковых правил и стратегий <...>