Сургутский государственный педагогический университет
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Методические рекомендации к самостоятельной работе по
курсу
«История России с древнейших времен до конца XVI в.»
для студентов направления 050100.62 "Педагогическое образование" профиль
Историческое образование
Сургут-2012
Стр.1
Глушкова Т.Н. Методические рекомендации к самостоятельной работе по
курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» для студентов направления
050100.62 "Педагогическое образования (профиль История). - Сургут:
РИО СурГПУ, 2012. - с.
Рецензент: к.и.н. О.Н.Стафеев
Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов (планы
семинарских и практических занятий и рекомендации для подготовки к ним, темы
самостоятельной работы и рубежный контроль по Модулям, алгоритмы выполнения
действий по преобразованию информации и т.д.). Использование студентами
предлагаемых методических рекомендаций позволит рационально организовать самостоятельную
работу, и поэтому может во многом облегчить сам процесс обучения.
Методические
рекомендации предназначены для студентов 2 курса направления
050100.62 "Педагогическое образование" профиль Историческое образование.
Сургутский государственный педагогический университет
2
Стр.2
Пояснительная записка
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI в. » для бакалавров
исторического образования составлен по модульному принципу, поэтому планирование
семинарских занятий и самостоятельной работы производилось по Модулям
курса.
Цель всего курса: научиться организовывать историческую информацию с
помощью ее преобразования
Задачи:
1.
си;
2.
уметь формулировать теоретические основы изучения истории Рунаучиться
описывать исторические процессы и события древней
русской истории IX - XVI вв. по учебной и монографической литературе с использованием
хронологических таблиц;
3.
в знание об истории Древней Руси;
4.
характеристику события, явления или исторического процесса древнерусской
и средневековой истории по литературе и источникам; разработать ролевую
игру на тему древнерусской истории, викторину по истории древнерусской
культуры, составить схему, описывающую исторические процессы и т.д.
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI в. » для бакалавров
исторического образования является первым, открывающим целый ряд специальных
дисциплин, изучающих историю России и всеобщую историю в целом. Поэтому в
курсе предусмотрена первая часть (1 модуль), посвященный теоретическим основам
изучения истории России. Рубежный контроль по модулю - мини-зачет.
Второй модуль знакомит студентов-бакалавров с событийной составляющей
древнерусской и средневековой истории, а также с историческими процессами
и явлениями, которые описаны в учебной и специальной литературе для этого периода.
Рубежный контроль по модулю - зачет в виде тестов.
Третий модуль рассчитан на работу с источниками, знакомство студентовбакалавров
с критикой источников и со способами извлечения исторической информации
из исторических источников по периоду. Рубежный контроль по модулю
- круглый стол на тему "Реконструкция древней истории по историческим источникам:
возможно ли это?".
Модуль 4 построен на практической работе по трансформации информации,
имеющейся в источниках и литературе, поэтому занятия носят чисто практический
характер, предполагается, что студенты будут выполнять достаточно много самостоятельной
работы. Рубежный контроль - доклад на конференции по истории древней
и средневековой русской культуры, который покажет всю "кухню" проведенной
студентом работы по трансформации имеющейся у него информации по теме.
Образовательный процесс по курсу базируется на уже имеющихся первоначальных
навыках студентов-бакалавров: умении выделять основную мысль текста и
составлять план-конспект, тезисы и реферат; знаниях о хронологии и умении составлять
хронологическую таблицу; умении выделять предмет исследования, постановки
цели и задач для его изучения; умении оформлять научный текст. Хотя знания
3
уметь преобразовывать историческую информацию из источников
уметь трансформировать историческую информацию: составить
Стр.3
об этом на 2 курсе обучения достаточно фрагментарны, а умения не окончательно
сформированы, они позволяют в целом решать задачи курса, формировать необходимые
профессиональные компетенции. Именно теоретические знания о способах
работы с текстами, полученные в курсе "Основы вузовской учебной деятельности"
являются своеобразной базой, позволяют развивать специальные умения: анализировать
источник и получать при этом информацию исторического порядка; осознанно
извлекать информацию из литературы (монографий, учебников) и преобразовывать
весь полученный таким образом материал в схемы, карты, характеристики
или тексты викторин, ролевых игр и т.д. Умение преобразовывать историческую
информацию является основанием для формирования специальных компетенций.
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI в. » построен как
практикоориентированный, он направлен в первую очередь на работу студента по
формированию практических навыков преобразования и организации исторической
информации в логически последовательной форме, этому необходимо учиться уже
на ранних этапах профессионального обучения в высшей школе. Поэтому на первый
план в курсе выходит самостоятельная работа студента, которая контролируется и
корректируется преподавателем на индивидуальных занятиях, с помощью подробных
методических рекомендаций и т.д.
Однако студент также обязан знать и конкретно-историческое содержание
курса, поэтому много внимания в пособии уделено организации работы студента
над собственно исторической тематикой дисциплины. Конкретно-исторические
знания в большей степени формируются при изучении 2 Модуля, закрепляются в 3
модуле, используются в 4 Модуле.
Таким образом, чтобы быть успешным к концу обучения по дисциплине, необходимо
хорошо знать конкретные исторические факты по истории Древней Руси.
Однако это не является главным результатом курса – намного важнее формирование
компетенций, которые создадут достаточные основания для последующего продвижения
студента в процессе получения качественного профессионального образования.
В то же время, их невозможно сформировать на абстрактном материале, поэтому
в предлагаемом курсе неразрывно связаны между собой образовательные,
развивающие и воспитательные задачи. Все это и легло в основу планирования семинарских
занятий, самостоятельной работы по курсу и соответствующих методических
рекомендаций.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
•
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, вос•
готов использовать основные методы, способы и средства получения,
хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средприятию
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК –
1);
ством управления информацией (ОК – 8);
• способен организовывать сложную историческую информацию в логически
последовательной форме (СК – 1);
• способность извлекать и интерпретировать историческую информацию
из различных исторических источников (СК – 2);
4
Стр.4
• способность создавать собственную трактовку исторических процессов
в учебной и исследовательской деятельности (СК – 3);
• решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК – 12).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
• основные исторические факты: процессы, события и явления отечественной
истории с древнейших времен до конца XVI в.;
• основные типы и виды источников по истории России с древнейших
времен до конца XVI в., их возможности для реконструкции исторических
фактов;
• историю изучения дискуссионных проблем древней и средневековой
истории России;
• способы отбора и преобразования исторической информации.
уметь:
• анализировать исторические проблемы, устанавливать причинноследственные
связи;
• применять различные приемы и методы критического анализа источников
по древней и средневековой истории России;
• преобразовывать информацию из исторических источников и специальной
литературы для проведения диспутов по исторической проблематике,
организации ролевых игр, подготовки докладов на конференции, написания
текстов тезисов по исторической проблематике и т.д.
владеть:
• способами обобщения исторической информации;
• способами анализа исторической информации;
• способами постановки цели и выбора путей ее достижения;
• методами преобразования знаний по отечественной истории.
Все эти компетенции в той или иной степени формируются на семинарских
(практических) занятиях.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (144 час.),
из них 40% аудиторной нагрузки (часы лекционных занятий, семинарских и практических
занятий, контроль самостоятельной работы студента), 60% составляет самостоятельная
работа студента. В курсе широко используются интерактивные методы
обучения на практических занятиях, в организации и проведении диспута, ролевой
игры, круглого стола, конференции и т.д. Итоговый контроль по курсу включает
тестирование и выступление с докладом на конференции по истории древнерусской
и средневековой культуры, где аккумулируются все полученные умения и способы
поиска и преобразования информации.
5
Стр.5