Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Введение в биотехнологию: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
АвторыНастинова Галина Эрднеевна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц170
ID503886
АннотацияВ учебном пособии представлены основные направления биотехнологии, ее значение в жизни человека, достижения, проблемы и перспективы. Учебное пособие ставит своей целью раскрыть научные, социальные и этические аспекты развития биотехнологии, способствовать формированию собственного мнения о фактах биотехнологического внедрения в повседневную жизнь.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений основной образовательной программы 020400.62 "Биология", профиль "Биоэкология"
УДК60
ББК30.16
Введение в биотехнологию: учебное пособие / Г.Э. Настинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 170 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/503886 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Данное пособие включает в себя основные разделы биотехнологии, задания для самостоятельной работы и тесты, позволяющие контролировать степень усвоения материала студентами. <...> Некоторые белки и вторичные метаболиты могут быть получены только путем культивирования клеток эукариот. <...> Растительные клетки могут служить источником ряда соединений – атропин, никотин, алкалоиды, сапонины и др. <...> История развития биотехнологических процессов использование дрожжей для получения хлеба, пива, вина; 1857 г. Луи Пастер установил, что микроорганизмы играют ключевую роль в процессах брожения, и показал, что в образовании разных продуктов участвуют разные микроорганизмы; 1865 г. Грегор Мендель открыл законы наследственности; 1875 г. Роберт Кох разработал метод чистых культур, гарантирующий, что в посевном материале будут содержаться только клетки определенного вида; 5 генетика 1925 г. Надсон Г.А., Филиппович Г.С. установили возможность искусственного мутагенеза микроорганизмов (грибов) под влиянием рентгеновского облучения; 1940 г. Флеминг, Флори, Чейни организовали промышленное производство антибиотиков; 1953 г. Джеймс Уотсон и Фредерик Крик открыли структуру ДНК в виде двойной спирали; установлена структура инсулина; 1961 г. учрежден журнал «Biotechnology and Bioengineering»; 1963 г. Ниренберг расшифровал генетический код, который оказался одинаковым и для бактерий, и для человека; осуществлён синтез биополимеров по установленной структуре; 1970 г. выделена первая рестрикционная эндонуклеаза; - осуществлён синтез ДНК; 1972 г. Берг разработал технологию рекомбинантных ДНК; синтезирован полноразмерный ген транспортной РНК; 1975 г. получены моноклональные антитела; 1976 г. разработаны методы определения нуклеотидной последовательности ДНК; 1977 г. Гилберт У., Максам А. опубликовали метод быстрого определения последовательности ДНК; 1978 г. фирма «Genentech» выпустила человеческий инсулин, полученный с помощью Е. соli; - синтезированы фрагменты <...>
Введение_в_биотехнологию_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» ВВЕДЕНИЕ В БИОТЕХНОЛОГИЮ Учебное пособие Элиста 2014 1
Стр.1
ББК Ж16(2Рос.Калм)я73+Ж16я73+Е07(2Рос.Калм)я73+Е07я73+Е04я73 УДК 60(075.8) В 240 Введение в биотехнологию [Текст]: учеб. пособие / сост. Г.Э. Настинова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2014. – 170 с.: ил. В учебном пособии представлены основные направления биотехнологии, её значение в жизни человека, достижения, проблемы и перспективы. Учебное пособие ставит своей целью раскрыть научные, социальные и этические аспекты развития биотехнологии, способствовать формированию собственного мнения о фактах биотехнологического внедрения в повседневную жизнь. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений основной образовательной программы 020400.62 «Биология», профиль «Биоэкология». Рецензенты: доктор с.-х. наук, профессор, директор Калмыцкого НИИ сельского хозяйства РАСХН А.Н. Арилов; доктор биологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Л.Г. Моисейкина © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Биотехнология проникает во все области хозяйства: сельское хозяйство, пищевая промышленность, медицина, биоэнергетика, охрана окружающей среды и т.д. и оказывает все большее влияние на многие стороны жизни человека. В связи с эти в классических университетах биотехнологию следует рассматривать как специальную дисциплину при подготовке биологов, профессиональная деятельность которых может быть связана как с работой в образовательных учреждениях, так и в различного рода лабораториях сельскохозяйственной, медицинской, пищевой направленности. Введение Государственного образовательного стандарта профессионального образования (ФГОС 3) ориентирует на активизацию роли студентов в образовательном процессе путем увеличения его самостоятельной и творческой работы, подлежащей оценке в рамках учебного процесса. Настоящее учебное пособие будет способствовать лучшему пониманию дисциплины, умению разобраться в большом многообразии учебников, учебных пособий и специальной литературы и отражают методику преподавания и контроля знаний по курсу Биотехнологии в Калмыцком госуниверситете. Дисциплина «Введение в биотехнологию» имеет своей целью дать студенту целостные представления о современном состоянии и перспективах развития биотехнологии как направления практической деятельности человека, имеющем в своей арсенале биотехнологические объектов (клетки микроорганизмов, растений, животных и т.п.) или молекул (нуклеиновые кислоты, белки-ферменты, углеводы, липиды в индивидуальном виде или в виде их смеси, комплексов и пр.) для использования в промышленном производстве, здравоохранении, экологической защите. При этом предполагается, что студенты имеют подготовку по разделам химии, биохимии и молекулярной биологии, общей биологии и микробиологии. Программа дисциплины составлена так, что в ходе изучения предмета, студент не только знакомиться с содержанием дисциплины, но и закрепляет свои знания по фундаментальным наукам. Описание основных направлений применения биотехнологических методов в конкретной деятельности человека должно дать студенту целостное представление в практическом значении изучаемого предмета. Данное пособие включает в себя основные разделы биотехнологии, задания для самостоятельной работы и тесты, позволяющие контролировать степень усвоения материала студентами. Предполагается, что студенты самостоятельно более глубоко изучат различные вопросы биотехнологии, представят их в виде сообщений и презентаций, используя дополнительную специальную литературу, Интернет-ресурсы, а также современные информационные технологии. 3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ БИОТЕХНОЛОГИИ 1.1. Предмет биотехнологии Биотехнология – это название одной из древнейших сфер деятельности человека, в современном понимании – это наука о практическом использовании достижений биологии. Современная биотехнология – это интеграция естественных и инженерных наук позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов для производства продуктов питания, лекарственных препаратов, решения проблем в области энергетики и охраны окружающей среды. Современная биотехнология тесно стыкуется с рядом научных дисциплин, осуществляя их практическое применение или же являясь их основным инструментом (рис. 1). · Физиология – наука о функциях растительного и животного организмов. Некоторые белки и вторичные метаболиты могут быть получены только путем культивирования клеток эукариот. Растительные клетки могут служить источником ряда соединений – атропин, никотин, алкалоиды, сапонины и др. · Генетика – наука о законах и механизмах наследственности. Ее достижение используется в области генной инженерии. Клетки животных и человека также продуцируют ряд биологически активных соединений. Например, клетки гипофиза – липотропин, стимулятор расщепления жиров, и соматотропин – гормон, регулирующий рост. · Экология – наука о связях живых организмов с окружающей среды. · Микробиология – наука, изучающая микроорганизмы, их строения, функции, взаимосвязи; позволяет улучшать традиционные технологии и создавать новые. Достижения в области микробиологии лежат в основе развития двух разделов биотехнологии: генной и биологический инженерии. Микробиологическая промышленность в настоящее время использует тысячи штаммов различных микроорганизмов. В большинстве случаев они улучшены путем индуцированного мутагенеза и последующей селекции. Это позволяет вести широкомасштабный синтез различных веществ. · Молекулярная биология и биохимия – науки, изучающие молекулярные основы структуры и функций клеток. Данные этих наук используется во всех разделах биотехнологии. В молекулярной биологии использование биотехнологических методов позволяет определить структуру генома, понять механизм экспрессии генов, смоделировать клеточные мембраны с целью изучения их функций и т.д. Конструирование нужных генов методами генной и клеточной инженерии позволяет управлять наследственностью и жизнедеятельностью животных, растений и микроорганизмов и создавать организмы с новыми полезными для человека свойствами, ранее не наблюдавшимися в природе. 4
Стр.4
· Иммунология – наука, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ. Благодаря достижениям в области иммунологии создаются новые технологии для диагностики и лечения заболеваний, производства и применения лекарственных препаратов. биохимическая технология химическая технология механическая технология БИОТЕХНОЛОГИЯ электроника технология пищевой промышленности микробиология биохимия Рис. 1. Связь биотехнологии с другими науками 1.2. История биотехнологии Технологии приготовления пищевых продуктов с использованием биологических объектов были известны с глубокой древности. Человек использовал биотехнологию многие тысячи лет: люди занимались пивоварением, пекли хлеб. Усовершенствовались способы хранения и переработки продуктов путем ферментации (производство сыра, уксуса, соевого соуса), производилось мыло из жиров, изготавливались простейшие лекарства, спиртные напитки, перерабатывались отходы. Термин "биотехнология" становится общепринятым примерно с конца 70-х годов 20 века, а до этого для обозначения наиболее тесно связанных с биологией разнообразных технологий использовали такие названия, как прикладная микробиология, прикладная биохимия, технология ферментов, биоинженерия, прикладная генетика и прикладная биология. III тыс. до н.э. История развития биотехнологических процессов использование дрожжей для получения хлеба, пива, вина; 1857 г. Луи Пастер установил, что микроорганизмы играют ключевую роль в процессах брожения, и показал, что в образовании разных продуктов участвуют разные микроорганизмы; 1865 г. Грегор Мендель открыл законы наследственности; 1875 г. Роберт Кох разработал метод чистых культур, гарантирующий, что в посевном материале будут содержаться только клетки определенного вида; 5 генетика
Стр.5