Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Чай, молоко в жизни калмыцкого этноса: монография (220,00 руб.)

0   0
АвторыНастинова Галина Эрднеевна
ИздательствоДжангар
Страниц130
ID503877
АннотацияМонография написана на основе анализа документальных источников, научных публикаций, периодической печати и воспоминаний. В работе представлен также фактический материал исследований автора. В монографии предпринята попытка рассмотреть отдельные аспекты проблемы традиционного питания калмыцкого этноса, а именно использование чая и молока, с точки зрения нутрициологии. В работе широко используются материалы по этнографии, биологическим и медицинским аспектам использования чая и молочных продуктов в традиционном рационе. При написании книги автор учитывал научность изложения, сбалансированное сочетание фактического и аналитического материала, что позволило наиболее выразительно и полно представить рассматриваемые вопросы. Издание может быть полезно ученым, специалистам в области истории, этнографии, этнологии, студентам и преподавателям вузов. Представляет интерес для широкого круга читателей, интересующuxся историей Калмыкии, вопросами национального питания, здорового образа жизни и долголетия.
Кому рекомендованоМожет быть полезно ученым, специалистам в области истории, этнографии, этнологии, студентам и преподавателям вузов. Представляет интерес для широкого круга читателей, интересующuxся историей Калмыкии, вопросами национального питания, здорового образа жизни и долголетия.
ISBN978-5-94587-600-2
УДК391/395
ББК63.5
Чай, молоко в жизни калмыцкого этноса: монография / Г.Э. Настинова .— Элиста : Джангар, 2014 .— 130 с. : ил. — ISBN 978-5-94587-600-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/503877 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. Э. Настинова ЧАЙ, МОЛОКО В ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА Элиста 2014 ББК 63.5 УДК 392,8 (397.4) Н 32 Рецензенты: Долгосурэн Ж., доктор филос. наук, профессор (МГУКИ, Улан-Батор) Цатурян Л.Д., доктор мед. наук, профессор (СКФУ, Ставрополь) Издание осуществлено при финансовой поддержке совместного гранта Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, науки и культуры Монголии в рамках научно-исследовательского проекта (№13-23-03002): «Культурная самобытность монголоязычных народов» Настинова Г.Э. <...> В монографии предпринята попытка рассмотреть отдельные аспекты проблемы традиционного питания калмыцкого этноса, а именно использование чая и молока, с точки зрения нутрициологии. <...> МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В ПИТАНИИ КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА. <...> 112 ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 118 Ч а й , молоко в жизни калмыцкого этноса ВВЕДЕНИЕ Питание - одно из основных и извечных проблем человечества. <...> С этнографической точки зрения, пища - важнейшая неотделимая составная часть материальной культуры разных народов. <...> Основные традиционные особенности пищи калмыков, как представителя монгольских народов, восходят к глубокой древности. <...> Кочевой образ жизни монголоязычных народов вызвал необходимость приспосабливать материальную культуру к постоянным передвижениям, благодаря чему возник уникальный тип кочевого жилища - юрта, сформировался мобильный состав стад с преобладанием лошадей © Ч а й , молоко в ж изни калмыцкого этноса и овец, выработались определенные годовой и суточный хозяйственные циклы, соответствующий этим циклам календарь, специфическая модель питания. <...> Именно пища - самый устойчивый хранитель национальных традиций, вбирающий самые специфические черты культуры народов <...>
Чай,_молоко_в_жизни_калмыцкого_этноса_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Чай,_молоко_в_жизни_калмыцкого_этноса_монография.pdf
Стр.1
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. Э. Настинова ЧАЙ, МОЛОКО В ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА Элиста 2014
Стр.2
ББК 63.5 УДК 392,8 (397.4) Н 32 Рецензенты: Долгосурэн Ж., доктор филос. наук, профессор (МГУКИ, Улан-Батор) Цатурян Л.Д., доктор мед. наук, профессор (СКФУ, Ставрополь) Издание осуществлено при финансовой поддержке совместного гранта Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, науки и культуры Монголии в рамках научно-исследовательского проекта (№13-23-03002): «Культурная самобытность монголоязычных народов» Настинова Г.Э. Н 32 Чай, молоко в жизни калмыцкого этноса. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2014. - 128 с.: цв. ил. Монография написана на основе анализа документальных источников, научных публикаций, периодической печати и воспоминаний. В работе представлен также фактический материал исследований автора. В монографии предпринята попытка рассмотреть отдельные аспекты проблемы традиционного питания калмыцкого этноса, а именно использование чая и молока, с точки зрения нутрициологии. В работе широко используются материалы по этнографии, биологическим и медицинским аспектам использования чая и молочных продуктов в традиционном рационе. При написании книги автор учитывал научность изложения, сбалансированное сочетание фактического и аналитического материала, что позволило наиболее выразительно и полно представить рассматриваемые вопросы. Издание может быть полезно ученым, специалистам в области истории, этнографии, этнологии, студентам и преподавателям вузов Представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей Калмыкии, вопросами национального питания, здорового образа жизни и долголетия. В работе представлены фото из личного архива автора монографии, а также из фондов Российского этнографического музея и Национального музея Республики Калмыкии им. Н.Н. Пальмова, находящиеся в свободном доступе. Выражаю благодарность К.Ц. Эрдни-Горяевой, Н.Б. Бошеву за помощь и консультацию при подготовке данного издания. ISBN 978-5-94587-600-2 © Настинова Г.Э., 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................... 4 Глава I. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНОГО ТИПА КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА........................................................................8 1.1. Номадизм как особая модель хозяйственно-культурного типа..........9 1.2. Периоды и границы этнического пространства калмыков....................17 1.3. Система жизнеобеспечения калмыцкого этноса........................................23 1.4. Историография традиционного питания калмыцкого этноса...........38 Глава II. ЧАЙ В ПИТАНИИ КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА.......................55 2.1. История культурного чая....................................................................................56 2.2. Чай в России.............................................................................................................60 2.3. Обработка чая.........................................................................................................64 2.4. Зеленый кирпичный чай и его свойства....................................................... 65 2.5. Чаепитие и чайная культура калмыков..........................................................71 2.6. Биологическая полноценность калмыцкого чаепития............................85 Глава III. МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В ПИТАНИИ КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА.....................................................................................92 3.1. Пищевая ценность и химический состав молока и молочных продуктов.......................................................................................................................... 92 3.2. Этническое своеобразие молочных продуктов калмыков..................97 3.3. Биологическая уникальность базовых молочных продуктов калмыков..........................................................................................................................112 ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 118
Стр.4
Ч а й , молоко в жизни калмыцкого этноса ВВЕДЕНИЕ Питание - одно из основных и извечных проблем человечества. С этнографической точки зрения, пища - важнейшая неотделимая составная часть материальной культуры разных народов. В комплексе систем жизнеобеспечения любого народа одно из ключевых мест принадлежит пище, которая составляет самую первую, основную и повседневную витальную потребность человека. Длительное время сохраняются ее национальные формы, а именно: состав блюд; способы заготовки, хранения продуктов, приготовления блюд и их потребления; исторически сложившиеся традиции в характере питания; этническая специфичность пищи; праздничные и обрядовые кушанья; нормы и правила этикета питания; предпочтения и запреты, и многое другое. Обширная область народного питания до сих пор остается одной из наиболее выразительных сторон бытовой культуры разных народов. Несмотря на смену нескольких социально-экономических формаций, национальное своеобразие ей придают многочисленные и стойко сохраняющиеся на протяжении истории народа традиции. Еще Лев Гумилев писал в 70-е годы XX века, что «любой этнос максимально адаптирован к кормящему ландшафту». Любой
Стр.5
/ж молоко В ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА народ выживает только благодаря адаптированному к природным условиям и сезонам питанию, и даже дневной режим питания решает очень многие проблемы здоровья. Он утверждал, что сохранение оригинальных культур невозможно без сохранения традиционного хозяйственного комплекса - систем жизнеобеспечения, куда входит, соответственно, культура традиционного питания. Специфика кочевой культуры и та важная роль, которую 0 номады играли в истории не только соседних оседлых народов, но нередко и гораздо более обширных областей земного шара, позволяют некоторым исследователям говорить об особой кочевой цивилизации. Одной из характерных черт этой цивилизации является высокая степень ее адаптированное™ к условиям окружающей среды, достаточно бережное обращение людей с природой, одушевление и сакрализация природных объектов и явлений. Феномен центрально-азиатского номадизма представляет не только академический интерес. Происходящее в последние 15-20 лет возрождение национальных культур сопровождается попытками восстановления традиционного хозяйства, более гармонично сосуществующего с природной средой. Поэтому внимание исследователей к так называемым «экологическим традициям» кочевников закономерно возрастает. Основные традиционные особенности пищи калмыков, как представителя монгольских народов, восходят к глубокой древности. Формирование их в первую очередь связано со специфической направленностью хозяйственной деятельности, во многом определяется природными условиями мест обитания этих народов. Кочевой образ жизни монголоязычных народов вызвал необходимость приспосабливать материальную культуру к постоянным передвижениям, благодаря чему возник уникальный тип кочевого жилища - юрта, сформировался мобильный состав стад с преобладанием лошадей
Стр.6
© Ч а й , молоко в ж изни калмыцкого этноса и овец, выработались определенные годовой и суточный хозяйственные циклы, соответствующий этим циклам календарь, специфическая модель питания. Именно пища - самый устойчивый хранитель национальных традиций, вбирающий самые специфические черты культуры народов. Пищевой рацион и традиционная модель питания этноса зависят от характера основных видов хозяйства, хозяйственно-культурного типа (ХКТ), который, в свою очередь, в какой-то мере обуславливается исторически сложившейся моделью питания. Развитие промышленности повлекло за собой существенную модернизацию традиционных форм жизнеобеспечения этносов. В процессе урбанизации распространяющаяся городская культура всё чаще диктует некую унифицированную («деэтнизированную») модель питания. И не случайно изучение традиционных систем питания народов мира привлекает все большее внимание исследователей, не только этнографов, но и специалистов других наук. Изучение традиционной пищи монгольских народов имеет и практическую значимость: для дальнейшего сохранения, изучения и популяризации традиций народной культуры, органичного включения их в современную социокультурную ситуацию. Необходимость обратиться к традиционному питанию калмыков возникла в надежде, что оно благотворно скажется на здоровье и продолжительности жизни, как отдельных людей, так и этноса в целом. Мы надеемся, что популяризация научных основ традиционного питания калмыцкого этноса принесет пользу и укрепит здоровье людей. Данная работа посвящена роли чая и молочных продуктов в жизнеобеспечивающей подсистеме культуры питания калмыцкого этноса, имеющей много общего со всеми монголоязычными народами. Имеющаяся в нашем распоряжении
Стр.7
*'( •)) 1 1ай, молоко в жизни калмыцкого этноса © м излагаемая в монографии информация представляет собой результат фактического материала многолетних исследований автора, а также анализа довольно разобщенных материалов по указанной проблеме. В нашу задачу не входило представление лексикографии ' наименований традиционного питания калмыков. Лишь в отдельных случаях мы приводим основные термины, представленные Г. Ц. Пюрбеевым в «Толковом словаре традиционного быта калмыков». 1996.
Стр.8
Ч ай , молоко в ж изни калмыцкого этноса ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОКУЛЬТУРНОГО ТИПА КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА Каждый народ воспринимает материальный и культурный мир по-своему, специфично, что создает предпосылки для развития этнологии, которая включает в себя отношения этносов к природным ресурсам. «Этническая экология» - научная дисциплина, формирующаяся на стыке этнографии с экологией человека (социальной экологией) и имеющая зоны перекрытия с этногеографией, этнической демографией и этнической антропологией. Ставя в центр своего внимания, как и общая экология, изучение взаимодействия организма и среды. Этническая экология, как и вся экология человека, учитывает особенности человека как социально-биологического существа, прежде всего, ведущую роль социальных факторов формирования этнопопуляционных групп, важность специфики культуры, являющейся основным средством внебиологической адаптации к среде обитания, огромное значение хозяйственной деятельности в жизнеобеспечении человеческих коллективов и во все растущем преобразующем влиянии на природу».1 Козлов В.И. Этническая экология. // Этногра
Стр.9
Ч ай , молоко в ж изни калмыцкого этноса В современной этноэкологии получает свое развитие, <5 имеющая давнюю историю, идея о связи культуры того или иного народа с географической средой его обитания. Особенно отчетливо географический и климатический детерминизм, предполагающий, что личностные особенности и видение мира непосредственно определяются природными условиями существования монгольских народов, проявляется в системе питания народности. Поэтому большой интерес при рассмотрении культуры питания того или иного народа представляют исторические сведения, где описаны система жизнеобеспечения, процессы адаптации к природной среде, проблемы становления и функционирования хозяйственнокультурных типов и хозяйственных комплексов. 1.1. Номадизм как особая модель хозяйственно-культурного типа Монголы - один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. У всех монгольских народов была общая древняя культура, своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. Современное хозяйственно-культурное разнообразие народов - результат исторического развития хозяйственнокультурных типов. Одни из них восходят ко времени древнего переселения людей - к периодам позднего палеолита, мезолита и неолита, остальные появились позже - в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления раннеклассовых обществ, рабовладения и феодализма. фия и смежные дисциплины: этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М. 1988. С. 92-105.
Стр.10