М.Л. Калужский ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: МАРКЕТИНГОВЫЕ СЕТИ И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА Монография Москва ЭКОНОМИКА 2014 1 УДК [330+339]:004.738.5 ББК 65.290c51 К17 Рецензенты: В.В. Карпов, доктор экономических наук, профессор А.И. Ковалёв, доктор экономических наук, профессор Калужский, Михаил Леонидович. <...> К17 Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М.Л. Калужский ; ОмГТУ. <...> Дропшиппинг как базовая форма электронной коммерции . <...> Виртуальный рынок электронной коммерции живёт в ином институциональном измерении по своим законам, находясь вне поля зрения, как государства, так и экономической науки. <...> В результате более всего страдает традиционная торговля, которая сталкивается с падением продаж, обусловленным не только кризисным падением потре4 бительского спроса, но с оттоком покупателей в Интернет. <...> Её положение почти безнадёжное по той простой причине, что трансакционные издержки в электронной коммерции не идут ни в какое сравнение с коммерцией традиционной. <...> Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что экономическая практика впервые в истории человечества столь явно и бесповоротно выплеснулась за рамки традиционных организационно-правовых форм и норм институционального регулирования. <...> Прежде, в традиционной экономике, эффективность бизнеса определялась эффективностью внутрифирменного планирования и качеством принимаемых управленческих решений, а структура внутрифирменных издержек была важнейшим показателем конкурентоспособности. <...> Уже нет необходимости создавать крупные корпорации с тысячами сотрудников, огромными офисами и масштабным производством там, где Интернет позволяет создавать виртуальные организации под конкретные проекты. <...> Стратегически выигрывают те страны, где регулятор в лице государства реализует институциональную политику, направленную на привлечение виртуальных субъектов электронной коммерции. <...> И именно они, несмотря на феноменальные темпы <...>
Электронная_коммерция_маркетинговые_сети_и_инфраструктура_рынка.pdf
М.Л. Калужский
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ:
МАРКЕТИНГОВЫЕ СЕТИ
И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Монография
Москва
ЭКОНОМИКА
2014
1
Стр.2
УДК [330+339]:004.738.5
ББК 65.290c51
К17
Рецензенты:
В.В. Карпов, доктор экономических наук, профессор
А.И. Ковалёв, доктор экономических наук, профессор
Калужский, Михаил Леонидович.
К17
Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка
/ М.Л. Калужский ; ОмГТУ. – Москва : Экономика, 2014. – 328 с. : ил.
ISBN 978-5-282-03365-6
Монография посвящена исследованию процессов, связанных со становлением
электронной коммерции в условиях глобальной сетевой экономики.
Автор анализирует тенденции институционализации виртуальных
продаж через призму совершенствования маркетинговых механизмов и
институтов глобального рынка. Особое внимание уделяется вопросам государственного
регулирования электронной коммерции и использованию
ее в качестве одного из инструментов формирования единого евразийского
экономического пространства.
Адресована научным работникам, аспирантам, студентам экономических
специальностей, руководителям и специалистам предприятий.
УДК [330+339]:004.738.5
ББК 65.290c51
Печатается по решению научно-технического совета
Омского государственного технического университета.
Протокол № 2 от 20.02.2014 г.
ISBN 978-5-282-03365-6
© ОмГТУ, 2014
© Калужский М.Л., 2014
© Оформление, оригинал-макет
ЗАО «Издательство «Экономика», 2014
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................... 4
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 10
ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ....... 14
§ 1. Цикличность в интерпретации экономической динамики .................... 15
§ 2. Системообразование в развитии экономических институтов .............. 37
§ 3. Каузальность системной природы сетевой экономики ......................... 62
ГЛАВА II. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ .......... 88
§ 1. Электронная коммерция в системе сетевой экономики ........................ 89
§ 2. Инновационные формы продаж в электронной коммерции ............... 111
§ 3. Трансформация маркетинга в электронной коммерции ..................... 135
ГЛАВА III. СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ .......................... 159
§ 1. Трансформации цепей поставок в электронной коммерции .............. 160
§ 2. Трансформация посредников в электронной коммерции ................... 183
§ 3. Дропшиппинг как базовая форма электронной коммерции ............... 208
ГЛАВА IV. ИНФРАСТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ............... 234
§ 1. Платёжная среда электронной коммерции ........................................... 234
§ 2. Распределительная среда электронной коммерции ............................. 258
§ 3. Государственное регулирование электронной коммерции ................. 282
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 307
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .......................................................... 311
3
Стр.4