№ 5 (116) 2011 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ Особенности определения стоимости бренда футбольного клуба В.Ю. Черепанов преподаватель кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московской финансово-промышленной академии (МФПА) (г. Москва) Владимир Юрьевич Черепанов, vcherepanov@mfpa.ru В статье «Методические аспекты оценки стоимости бренда»1 автором был проведен обзор методов доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке стоимости брендов. <...> По результатам этого исследования был сделан вывод о том, что в современной отечественной и зарубежной оценочной практике отсутствует общепринятая процедура оценки стоимости бренда, а в существующих методах ее расчета не учитываются какие-либо отраслевые особенности. <...> Согласно отчету международной аудиторской и консалтинговой компании Deloitte «Deloitte’s Football Money League» в сезоне 2008/2009 года лучшие двадцать европейских футбольных клубов получили общий доход, составляющий 3,946 миллиарда евро [12]. <...> По официальным данным Международной федерации футбола (ФИФА) телеаудитория последнего чемпионата мира по футболу, проходившего в ЮАР в 2010 году, составила рекордные 26 миллиарда человек [13]. <...> Международными консалтинговыми компаниями, такими как BBDO Consulting, Brand Finance, FutureBrand, бренды европейских профессиональных футбольных клубов (далее – ПФК) оцениваются в значительные суммы. <...> Компания Brand Finance по результатам 2009 года оценила стоимость самого дорогого бренда футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» в 329 миллионов фунтов стерлингов. <...> Бренды отечественных ПФК в подобные рейтинги не включены. <...> Во-первых, российские футбольные клубы имеют в своем распоряжении значительно меньший бюджет по сравнению с европейскими клубами и обладают недостаточной степенью собственной капитализации2 . <...> По размеру предпринимательской деятельности российские футбольные клубы могут быть отнесены к сфере малого и среднего бизнеса. <...> Во-вторых, получение <...>