Споры о славянофильстве и русском патриотизме В СОВЕТСКОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1967 — 1970 гг. <...> В течение шестидесятых годов тема русского патриотизма получила особое развитие в советской литературе и, в частности, в поэзии. <...> Недавние попытки советских писателей и ученых переосмыслить наследие ранних славянофилов и их роль в русской культуре также следует отнести к характерным особенностям этого широкого национального движения. <...> меняются ортодоксальными марксистами к русской истории и русскому национальному характеру. <...> Несомненно, такая идеологическая переориентировка, то есть призыв к русскому патриотизму с партией во главе, должна проводиться весьма искусно, если принимать во внимание опасения, высказанные в свое время Лениным относительно русского шовинизма и разделяемые и до сих пор еще достаточно сильными кругами советских ортодоксальных марксистов. <...> По этому поводу следовало бы современным ультранационалистам напомнить, что «славянофильство было, и стремилось быть, религиозной философией культуры» 2 и подчеркнуть, что: «Религия, христианство, православие — вот главное в миросозерцании классического славянофильства. <...> Лучами этого солнца была пронизана и славянофильская философия нации, ими питалась и сама вера славянофилов в русскую народность, которая, взятая без православия, была бы в их глазах вовсе лишена своего высокого достоинства» 3 . <...> Эта категория включает в себя целый ряд группировок от умеренных националистов славянофильского толка (в лучшем смысле этого понятия) до советской разновидности черносотенцев (в худшем смысле этого слова). <...> Либеральная интеллигенция, которая по своим настроениям не чужда умеренному национализму, но в основном придерживается универсалистических или общеевропейских взглядов и с большим недоверием наблюдает ультранационалистов из среды «русситов». <...> Этот период интересен тем, что подготовка к обоим юбилеям вызвала значительные дискуссии <...>