№3(38)2012 (июль-сентябрь) Технологические машины УДК 629.421.3 В. В. КОБИЩАНОВ, А. И. ИВАХИН, Д. И. ПЕТРАКОВ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА СЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА С РЕЛЬСОМ Разработан и изготовлен натурный стенд, основой которого является трибологическая система, содержащая колесо локомотива и отрезок рельса. <...> Приведены результаты экспериментальных исследований влияния электрического тока на коэффициент сцепления локомотива. <...> Тяговые качества локомотива, отражающие эффективность его работы, во многом определяются коэффициентом сцепления колес с рельсами ψ, значение которого зависит от различных внутренних и внешних факторов. <...> Для повышения касательной силы тяги тепловозов с электрической передачей мощности был предложен [1] способ управления величиной ψ путем подачи тока тягового генератора в зоны контакта колес локомотива с рельсами. <...> С целью изучения сцепных свойств локомотивов на кафедре «Подвижной состав железных дорог» Брянского государственного технического университета был разработан и изготовлен натурный стенд [2], на котором проведен цикл экспериментов, направленных на исследование влияния электрического тока на коэффициент ψ. <...> 1) содержит основание, на котором установлено колесо локомотива 1. <...> Через тяговый редуктор 2 и промежуточный вал 3 колесо связано с электродвигателем 4. <...> На стойках 5 посредством балок 6 и 7 смонтирован механизм 8 вертикального радиального нагружения колеса. <...> Имитатор рельсового пути в виде отрезка рельса 9 жестко закреплен на подвижной направляющей роликовой опоры 10 и контактирует с колесом 1. <...> Известно, что контакт колеса и рельса может быть как двухточечным, так и одноточечным и имеет различное расположение и форму в зависимости от поперечного смещения колесной пары и угла 50 Мир транспорта и технологических машин 8 14 12 10 9 2 1 13 Мир транспорта и технологических машин 2012 набегания в процессе движения. <...> Это приводит к различному разделению пятен <...>