РУCСКИЙ ЯЗЫК:
ПО СТРАНИЦАМ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
Учебно-методическое пособие для иностранных учащихся
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства образования и науки РФ
в качестве учебно-методического пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
050300 – Филологическое образование
Тула – 2010
2
Черенкова Б. В. - автор первой части пособия
Сигова Н. Е. – автор второй части пособия
Рецензенты:
Ненилина Н. Г. - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Тул ГУ
Винокурова В. В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры ДиМНО ТГПУ
им. <...> Цель пособия – показать разнообразие языка прессы и газетных жанров, активизировать
языковые и речевые навыки в сфере общественно-политической тематики, подготовить
иностранных учащихся к чтению и пониманию оригинальных материалов текущей периодики. <...> Цель пособия - показать разнообразие газетных жанров и языка прессы,
подготовить
иностранных учащихся к
чтению и пониманию оригинальных
материалов текущей периодики, активизировать языковые и речевые навыки в
сфере общественно-политической тематики. <...> В 1 части пособия представлены лингвострановедческий справочный
материал и тексты газетной хроники, объединѐнные в 5 тематических разделов. <...> Упражнения
4
под рубрикой «Для тех, кто хочет знать и уметь больше» в первой части пособия
- факультативные. <...> Грамматический материал, представленный в
первой
части пособия,
оформлен в виде схем и таблиц и отрабатывается в упражнениях, нацеленных на
систематизацию
и
углубление
знаний,
полученных
учащимися
на
предшествующих занятиях по русскому языку. <...> Обратите
внимание на употребление предлогов и падежей. <...> На
юге
и
северо-западе
Соединѐнными
Государство
граничит
с
Штатами
Америки.
омывается
водами
Северного Ледовитого океана <...>
Русский_язык__по_страницам_российской_прессы._Учебно-методическое_пособие_для_иностранных__учащихся.__.pdf
Федеральное агентство Российской Федерации по образованию и науке
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Кафедра русского языка как иностранного
Сигова Н. Е., Черенкова Б. В.
РУCСКИЙ ЯЗЫК:
ПО СТРАНИЦАМ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
Учебно-методическое пособие для иностранных учащихся
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства образования и науки РФ
в качестве учебно-методического пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
050300 – Филологическое образование
Тула – 2010
Стр.1
2
Черенкова Б. В. - автор первой части пособия
Сигова Н. Е. – автор второй части пособия
Рецензенты:
Ненилина Н. Г. - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Тул ГУ
Винокурова В. В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры ДиМНО ТГПУ
им. Л.Н. Толстого
Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть предназначена для
тех, кто только начинает изучать русский язык. Вторая часть адресована иностранным
учащимся основного и продвинутого этапов обучения.
Цель пособия – показать разнообразие языка прессы и газетных жанров, активизировать
языковые и речевые навыки в сфере общественно-политической тематики, подготовить
иностранных учащихся к чтению и пониманию оригинальных материалов текущей периодики.
Пособие может быть использовано как для работы под руководством преподавателя, так
и для самостоятельной работы.
Сигова Н. Е. , Черенкова Б. В.
Русский язык: По страницам российской прессы. Учебно-методическое пособие для
иностранных учащихся.- Тула: Тульский государственный педагогический университет им.
Л.Н.Толстого, 2010. - 157 с.
Стр.2
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое
учебно-методическое пособие предназначено для
иностранных учащихся начального и среднего этапов обучения, изучающих
русский язык на отделении предвузовской подготовки и на основных
факультетах вузов.
Пособие может быть использовано как в аудитории, так и для
самостоятельной работы в процессе общего практического обучения русскому
языку как иностранному, а также при изучении факультатива «Работа с газетой».
Предполагается, что обучение чтению российских газет можно начинать после
изучения русского языка в объеме Базового уровня общего владения РКИ.
Цель пособия - показать разнообразие газетных жанров и языка прессы,
подготовить иностранных учащихся к чтению и пониманию оригинальных
материалов текущей периодики, активизировать языковые и речевые навыки в
сфере общественно-политической тематики.
Пособие построено по тематическому принципу. Выбор тем обусловлен
основными событиями, которые происходят сегодня в мире и потому
представляют интерес для читателя.
В качестве иллюстративного материала приводятся оригинальные тексты из
периодической печати (газ. «Известия», «Российская газета», « Аргументы и
факты» и др.). В пособии подобраны тексты различных жанров –
информационное сообщение,
статья, интервью и др.
В 1 части пособия представлены лингвострановедческий справочный
материал и тексты газетной хроники, объединѐнные в 5 тематических разделов.
Каждый раздел содержит мини-словарь наиболее частотной лексики, характерной
для языка газетной хроники, с переводом на английский язык. Разделы также
включают упражнения на отработку слухопроизносительных навыков. Учитывая
необходимость взаимосвязи всех видов речевой деятельности, в пособии, помимо
упражнений для чтения, даются упражнения на слушание и говорение, а также
упражнения для воспроизведения прочитанного или прослушанного. Упражнения
Стр.3
4
под рубрикой «Для тех, кто хочет знать и уметь больше» в первой части пособия
- факультативные. Они предназначены для более подготовленных учащихся.
Грамматический материал, представленный в первой части пособия,
оформлен в виде схем и таблиц и отрабатывается в упражнениях, нацеленных на
систематизацию и углубление знаний, полученных учащимися на
предшествующих занятиях по русскому языку.
Предложенные в учебно-методическом пособии тексты являются своего
рода моделями-образцами, что дает возможность вести работу, направленную на
усвоение и активизацию лексико-грамматического материала по определенной
теме, развивать у учащихся умения воспроизводить полученную информацию,
выражать мнение по прочитанному и поддерживать разговор на аналогичную
тему.
Авторы.
Стр.4