Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

От Сталина к Брежневу. Авторитарно-бюрократическая система: генезис, эволюция, механизмы функционирования. (110,00 руб.)

0   0
Первый авторАксютин Юрий Васильевич
АвторыЖуравлев В. В.
Издательство[Б.и.]
Страниц21
ID48338
АннотацияТема «Формальные институты и реальные практики» имеет актуальное значение для решения проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. И в нашем случае важно понять обстоятельства становления, анатомию, эволюцию механизмов функционирования и краха той системы власти, которая была характерна для одной шестой части Земли на протяжении двух третей ХХ века.
Кому рекомендованоДля историков, архивистов, широкого круга читателей.
Аксютин, Ю.В. От Сталина к Брежневу. Авторитарно-бюрократическая система: генезис, эволюция, механизмы функционирования. / В.В. Журавлев; Ю.В. Аксютин .— : [Б.и.], 2003 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/48338 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.В.Журавлѐв, доктор исторических наук, Московский педагогический университет Авторитарно-бюрократическая система: анатомия, эволюция, механизмы функционирования Тема «Формальные институты и реальные практики», поставленная в качестве стержневой для международного симпозиума «Куда идѐт Россия?», имеет актуальное значение для решения проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. <...> И в нашем случае важно понять обстоятельства становления, анатомию, эволюцию механизмов функционирования и краха той системы власти, которая была характерна для одной шестой части Земли на протяжении двух третей ХХ века. <...> Имя этой модели властвования и образа социальной жизнедеятельности общества в целом – авторитарно-бюрократическая система (АБС). <...> Всѐ, что на протяжении десятилетий советской истории определяло расхождения реальных экономических, социальных, политических практик с действующими (а чаще только декларируемыми) формально-правовыми институтами, являлось ни чем иным, как способом существования данной системы власти и общества, проявлением еѐ формообразующих признаков. <...> Подобная оценка позволит подойти к выявлению исторических корней «номенклатурной революции» 90-х годов ХХ века в России. <...> Для характеристики советской общественной системы в координатах присущих ей общего и специфического более подходящей следует признать другое понятие – «авторитарно-бюрократическая система». <...> Особенность пирамиды такого общества состоит в том, что практически каждый в нѐм является и субъектом и объектом авторитарного диктата, ибо диктат этот с самого верха спускается вниз, стремясь достичь каждой «первичной ячейки» общества, насаждая или поощряя определѐнные принципы во взаимоотношения внутри семьи – мужа и жены, родителей и детей. <...> Этот «рассеянный авторитаризм», пропагандируемый и внедряемый во все сферы и на всех уровнях общественных отношений1, предполагает непременно наличие вождя, возвышающегося <...>
От_Сталина_к_Брежневу._Авторитарно-бюрократическая_система_генезис,_эволюция,_механизмы_функционирования..pdf
1 Ю.В.Аксютин, доктор исторических наук, В.В.Журавлѐв, доктор исторических наук, Московский педагогический университет Авторитарно-бюрократическая система: анатомия, эволюция, механизмы функционирования Тема «Формальные институты и реальные практики», поставленная в качестве стержневой для международного симпозиума «Куда идѐт Россия?», имеет актуальное значение для решения проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. Но, как говаривал Уинстон Черчилль, чтобы знать, куда и как идти, надо ясно представлять себе, откуда ты идѐшь. И в нашем случае важно понять обстоятельства становления, анатомию, эволюцию механизмов функционирования и краха той системы власти, которая была характерна для одной шестой части Земли на протяжении двух третей ХХ века. Ведь несущие конструкции еѐ не рухнули вместе с советским строем. Мало того, обретя новое качество, они дают знать о себе по сей день. Имя этой модели властвования и образа социальной жизнедеятельности общества в целом – авторитарно-бюрократическая система (АБС). Всѐ, что на протяжении десятилетий советской истории определяло расхождения реальных экономических, социальных, политических практик с действующими (а чаще только декларируемыми) формально-правовыми институтами, являлось ни чем иным, как способом существования данной системы власти и общества, проявлением еѐ формообразующих признаков. Доказательством тому может служить огромный эмпирический материал, собранный отечественными историками советского общества, а также корпус источников, позволяющий осмысливать этот период под указанным углом зрения. Отсюда вытекает задача оценить историческую судьбу АБС с позиций внутренней логики еѐ становления, эволюции и перехода в иное состояние. Подобная оценка позволит подойти к выявлению исторических корней «номенклатурной революции» 90-х годов ХХ века в России. На закате «перестройки» (конец 80-х гг. – 1991 г.) в ходу, у всех на устах была вброшенная Гавриилом Поповым дефиниция, способная, как тогда многим казалось, раскрыть суть советского строя, - «административно-командная система». Еѐ на все лады – к месту и не к месту, но обязательно со ссылкой на Попова как на «демиурга» этого понятия, - воспроизводили экономисты, политологи, социологи, историки, даже философы. Между тем, дефиниция эта, во-первых, введена в оборот ещѐ Л.Д.Троцким для характеристики «деформаций» (как тогда представлялось) в процессе становления советского общества 20-х гг., начинавших принимать системный и системообразующий характер. Во-вторых, дефиниция эта, по нашему (докладчиков) убеждению не способна ухватить и охарактеризовать суть и формообразующие черты строя, существовавшего в СССР. Ибо любая общественная система прошлого и настоящего может быть охарактеризована – с теми или иными поправками и уточнениями – как административно-командная, если подходить к ней с позиций цементирующего еѐ государственного начала. С уровня этого критерия всякая социальная общность, организуемая государством, испытывает на себе действие таких непременных функций государства, как администрирование и при
Стр.1