Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. Автореферат (110,00 руб.)

0   0
Первый авторСковородина Ирина Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц25
ID48189
АннотацияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Значительные изменения в социально-экономическом развитии России в конце XIX – начале ХХ вв. привели к возрастающей потребности в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования, здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и средних профессиональных учебных заведений.
Кому рекомендованоДля ученых, преподавателей, специалистов-историков.
Сковородина, И.С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. Автореферат / И.С. Сковородина .— : [Б.и.], 2003 .— 25 с. — URL: https://rucont.ru/efd/48189 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи СКОВОРОДИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. <...> Значительные изменения в социально-экономическом развитии России в конце XIX – начале ХХ вв. привели к возрастающей потребности в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования, здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и средних профессиональных учебных заведений. <...> Профессиональная школа, помимо общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания, умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства или сфере услуг. <...> Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных учебных заведений в образовательной сфере возрастала. <...> Если в 90-х годах XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале ХХ вв. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы, дававшие среднее и неполное среднее образование, а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные школы. <...> Вопросы, связанные с историей низшего и среднего профессионального образования в России, начали изучаться еще в дореволюционный период. <...> Однако в них приведены сведения, относящиеся к пореформенному периоду, в то время как большинство технических учебных заведений возникло в России в конце XIX – начале ХХ вв. <...> Состояние коммерческого образования, специальные и общеобразовательные дисциплины в учебных программах профессиональной школы этого типа были рассмотрены в трудах М.В. Кечеджи-Шаповалова. <...> Кроме того, автор привел некоторые <...>
Развитие_низшего_и_среднего_профессионального_образования_в_Западной_Сибири_в_конце_XIX_–_начале_ХХ_вв._Автореферат_.pdf
На правах рукописи СКОВОРОДИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. Специальность 07.00.02 – отечественная история АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Омск- 2003 1
Стр.1
Работа выполнена на кафедре дореволюционной отечественной истории Омского государственного университета. Научный руководитель: Официальные оппоненты: заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор А.П. Толочко доктор исторических наук, профессор Э.Ш. Хазиахметов, кандидат исторических наук, доцент Д.А. Алисов Ведущая организация: Кемеровский государственный университет Защита состоится 22 сентября 2003 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ.212.177.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Омском государственном педагогическом университете (644099, г. Омск, ул. Партизанская, 4). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, ул. Тухачевского, 14, библиографический отдел). Автореферат разослан «___» августа 2003 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор Г.А. Порхунов 2
Стр.2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Значительные изменения в социально-экономическом развитии России в конце XIX – начале ХХ вв. привели к возрастающей потребности в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования, здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и средних профессиональных учебных заведений. Профессиональная школа, помимо общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания, умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства или сфере услуг. Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных учебных заведений в образовательной сфере возрастала. Те же тенденции имели место и в Западной Сибири. Развитие капиталистических отношений, ускоренное здесь строительством Сибирской железной дороги, определило значительные количественные и качественные сдвиги в состоянии низшего и среднего специального образования. Если в 90-х годах XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале ХХ вв. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы, дававшие среднее и неполное среднее образование, а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные школы. Поэтому вполне понятно, что без изучения развития профессиональной школы в одном из крупнейших регионов России, каким являлась Западная Сибирь, трудно представить полную и всестороннюю картину истории народного образования в крае в конце XIX – начале ХХ вв. Вместе с тем изучение этой темы имеет сегодня не только научный интерес, но и практическую значимость. Система начального и среднего специального образования более всего пострадала в современной образовательной сфере от политики последних лет. Развал материальной базы для профессионального образования имеет более тяжелые последствия, чем для школ и большинства вузов. К тому же экономический подъем просто невозможен без высококвалифицированных кадров. Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует пересмотра и разработки новых положений при определении политики государства в этой области. В данной связи становление и развитие профессионального образования, как государственного, так и являвшегося инициативой частных лиц и общественных организаций, факторы, определявшие основы профессиональной подготовки в дореволюционный период, – все это представляет практический интерес для разработки современных концепций профессионального обучения. В силу этого детальное изучение опыта, накопленного предшественниками в сфере профессиональной школы, является, несомненно, вполне актуальным. Степень изученности темы. Вопросы, связанные с историей низшего и среднего профессионального образования в России, начали изучаться еще в дореволюционный период. Работы тех лет касались преимущественно проблем подготовки специалистов для той или иной отрасти, но вместе с тем отсутствовали публикации, обобщавшие опыт, накопленный средним и низшим профессиональным образованием. Схематические обзоры материалов по истории низшего и среднего технического 3
Стр.3
образования в России были даны, в частности, в труде И.А. Анопова и в издании, вышедшем под редакцией А.Г. Небольсина1. Однако в них приведены сведения, относящиеся к пореформенному периоду, в то время как большинство технических учебных заведений возникло в России в конце XIX – начале ХХ вв. Вопросы реорганизации сельскохозяйственной школы рассматривались в публикациях И.А. Стебута, И.Н. Миклашевского, А. Фортунатова и И.И. Мещерского2. Состояние коммерческого образования, специальные и общеобразовательные дисциплины в учебных программах профессиональной школы этого типа были рассмотрены в трудах М.В. Кечеджи-Шаповалова. Кроме того, автор привел некоторые статистические данные по средним и низшим коммерческим учебным заведениям в России за 1908-1909 учебный год3. Значительное внимание вопросам, связанным с подготовкой учителей, уделил в своем обобщающем труде по истории народного образования в России Н.В. Чехов4. Наряду с оценкой состояния народного образования в целом, он охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в связи с введением всеобщего начального обучения в России, и привел в сравнительной таблице данные Министерства народного просвещения о необходимом числе учителей для введения всеобщего обучения и их реальное количество на 1911 г. по учебным округам, в том числе и по ЗападноСибирскому округу. Достаточно часто при обсуждении вопроса о введении всеобщего начального образования в стране этой темы касались также публицисты на страницах журналов «Народное образование» и «Журнал Министерства народного просвещения». Дореволюционные исследователи сибирского региона, по сути дела, не оставили специальных работ, посвященных истории низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. Попытки обобщения статистических сведений о числе учебных заведений этого типа, их распределении по губерниям Западной Сибири, количестве учащихся и размере средств, выделяемых на содержание профессиональной школы, были представлены в рамках общего обзора народного образования, пожалуй, лишь в книге «Азиатская Россия» и небольшой статье о состоянии образования в Западно-Сибирском учебном округе (по данным на 1913 г.), опубликованной в «Журнале Министерства народного просвещения»5. Некоторые сведения о профессиональных учебных заведениях, функ1 Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889; Историкостатистический очерк общего и специального образования в России. Под ред. А.Г. Небольсина. СПб., 1884. 2 Стебут И.А. План сельскохозяйственной школы. СПб., 1872; он же. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование. М., 1889; Миклашевский И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Техническое образование». СПб., 1893; Фортунатов А. К вопросу о целях сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Вестник воспитания». М., 1901; Мещерский И.И. Народная школа и сельское хозяйство: сборник статей И. Мещерского. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 1912. 3 России и за границей). Статьи. Доклады. Речи. 1902-1911. СПб., 1911. 4 Кечеджи-Шаповалов М.В. Коммерческое образование, его значение, методы и организация (в Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912. 5 Азиатская Россия. Т. 1. Люди и порядки за Уралом. СПб., 1914; Образование в ЗападноСибирском учебном округе в 1913 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. Апр. Ч. L. С. 312-315. 4
Стр.4
ционировавших в Томске, приводились также при характеристике состояния народного образования в этом городе в книге «Город Томск», вышедшей в 1912 г.6. В советской историографии 1920 - 1930-х гг., когда изучение опыта профессиональной школы было обусловлено повседневными потребностями становления новой системы образования, эта тема привлекла к себе внимание ряда исследователей7. Но их работы носили во многом публицистический характер, причем профессиональная школа дореволюционной России для этих авторов выступала своего рода фоном, на котором подчеркивались достижения советской системы профессионального обучения. На материале сибирского региона изучение этой проблемы в той или иной степени получило отражение в обобщающей работе Н.С. Юрцовского по истории просвещения в Сибири и очерке «Народное образование» в третьем томе Сибирской советской энециклопедии8. Н.С. Юрцовский охарактеризовал учебные заведения коммерческого, технического, педагогического и сельскохозяйственного профиля, привел сведения о размещении и количестве профессиональных учебных заведений, пытался определить численность учащихся профессиональной школы, в том числе и в Западной Сибири, на 1916 г. Вместе с тем автор относил к учебным заведениям «с курсом ниже среднего» не только акушерско-фельдшерские, ветеринарнофельдшерские школы, учительские семинарии, железнодорожные училища, но и ремесленные, технические училища, сельскохозяйственные и торговые школы9, то есть не дал детального определения, какие учебные заведения отнести к неполному среднему, а какие - к низшему разрядам. Кроме того, коммерческие училища, хотя и упоминались в его работе, но с оговоркой, что они относятся скорее к разряду общеобразовательных учебных заведений10. В Сибирской советской энциклопедии содержались сведения о времени и месте открытия в Западной Сибири коммерческих училищ, торговых школ, технических училищ, среднего землемерного училища, некоторых образовательных учреждений педагогического профиля11. Однако вне поля зрения авторов остались ремесленные училища, учебные заведения медицинского профиля, низшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения, целый ряд учебных заведений, готовивших учителей. Существенные сдвиги в исследовании дореволюционной профессиональной школы произошли в 1950 - 1980-е гг. Следует отметить, что к этому времени история профессионального образования выделилась в самостоятельную отрасль историко-педагогических знаний, и, как следствие, активизировались научные разработки многих сюжетов проблемы, в том числе и относящихся к дореволюционному перио6 Город Томск. Томск, 1912. 7 Аникст О. Профессиональное образование в России: (ст. и докл.). М., 1920. Ч. 1. Материалы по профессионально-техническому образованию. Вып. 4; Долинин А. Ученичество в дореволюционной России // За промышленные кадры. 1932. № 19-20. С. 75-76; Жив М. Ученичество и образование в царской России // Коммунистическая молодежь. 1933. № 17. С. 22-27; 40 лет назад // За промышленные кадры. 1935. № 19-20 (93-94). С. 122-126; Старцев Е. Транспортные школы в прошлом // Просвещение на Урале. 1927. №2. С. 133-135. 8 10 Там же. С. 105. 11 Сибирская советская энциклопедия. Т. 3. С. 648. 5 советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3. 9 Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск, 1923; Сибирская Юрцовский Н.С. Указ. соч. С. 226-229.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ