Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Топос времени в рассказе А. Платонова "Река Потудань" (80,00 руб.)

0   0
Первый авторБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID48075
АннотацияВремя и пространство относятся к ключевым темам в творчестве Андрея Платонова.
Бобылев, Б.Г. Топос времени в рассказе А. Платонова "Река Потудань" / Б.Г. Бобылев .— Лексика и лексикография. Вып.18 .— : [Б.и.], 2007 .— 11 с. — С. 18-28. — URL: https://rucont.ru/efd/48075 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«РЕКА ПОТУДАНЬ» Время и пространство относятся к числу ключевых тем творчества Андрея Платонова. <...> . Неразрывность пространства и времени отражена в этимологии ряда языковых единиц с темпоральным значением. <...> Первобытный синкретизм представлений о пространстве-времени находит свое соответствие у Платонова в пересечении предметнопространственых и событийно-временных категорий при словесном обозначении реалий создаваемого писателем художественного мира. <...> «Котлован», где наглядно проявляются указанные нарушения узуса: "Город прекращался" "происходят... тучи"; "вещество долгой жизни" встреченные и минувшие люди": "вещество существования"1 и др. <...> Слова город, тучи, вещество, люди обладают предметно-пространственной семантикой, слова же "прекращался", "происходят", "существование", "минувшие" связаны с темпорально-событийной пропозитивной сферой. <...> В словосочетании минувшие люди отражается взгляд на человека как временную категорию, длящийся процесс (Ср.: минувшие дни). <...> Оборот «вещество существования» представляет собой своеобразную образную формулу, в которой отражается поиск устойчивых, неизменных Все примеры и цитаты из произведений А.П.Платонова приводятся по изданию: Андрей Платонов Государственный житель. <...> Поиск вечности во времени определяет пафос творчества Платонова, составляет важнейшую черту образа автора, воплощенного в словесной ткани его произведений. <...> Одним из наиболее показательных в данном отношении рассказ «Река Потудань»(1936). <...> Приведем одно характерное высказывание: «Много сказано о языке Платонова, но рассказ «Река Потудань», нельзя не согласиться, уже выбивается из пластов платоновской речи, язык внешне теряет свою плотность. <...> «Утрату привычной плотности языка» можно усмотреть, прежде всего, в сокращении количества тропеических выражений, «неологизмов на уровне словосочетания» (М. Михеев <...> На фоне сокращения количества тропов, актуализируемых на уровне словосочетания, значительно <...>
Топос_времени_в_рассказе_А._Платонова_Река_Потудань.pdf
18 Б.Г. Бобылев (г. Орел) ТОПОС ВРЕМЕНИ В РАССКАЗЕ А.ПЛАТОНОВА «РЕКА ПОТУДАНЬ» Время и пространство относятся к числу ключевых тем творчества Андрея Платонова. В статье «Симфония сознания» он, в частности, замечает: «...человечество живет не в пространстве-времени и не в истории-времени, а в той точке меж ними, на которой время трансформируется в пространство, из истории делается природа»[Цит. по: 1]. Идея «трансформации времени в пространство», о которой пишет А.Платонов, находит свое соответствие в мифопоэтической картине мира, выступающей в качестве своеобразной «матрицы», внутренней формы естественных языков. В.Н.Топоров отмечает: «В мифопоэтической хронотопе время сгущается и становится формой пространства...»[2; 232]. Неразрывность пространства и времени отражена в этимологии ряда языковых единиц с темпоральным значением. Так, слово ВРЕМЯ восходит к индоевропейскому uert-men от uert - вертеть, вращать, т.е. в основе обозначения времени лежит идея поворота, оборота или развертывания в пространстве. В словесной ткани произведений А.Платонова проявляется стремление к выведению наружу, восстановлению образной мифопоэтической матрицы языка. Первобытный синкретизм представлений о пространстве-времени находит свое соответствие у Платонова в пересечении предметнопространственых и событийно-временных категорий при словесном обозначении реалий создаваемого писателем художественного мира. Следует сказать, что с позиции "семантического стандарта", данные явления квалифицируются исследователями как "наиболее неприемлемые" [См.: 3; 118]. Приведем здесь некоторые примеры из повести А. Платонова «Котлован», где наглядно проявляются указанные нарушения узуса: "Город прекращался" "происходят... тучи"; "вещество долгой жизни" встреченные и минувшие люди": "вещество существования"1 и др. Во всех этих примерах мы имеем дело с "категориальными ошибками". Слова город, тучи, вещество, люди обладают предметно-пространственной семантикой, слова же "прекращался", "происходят", "существование", "минувшие" связаны с темпорально-событийной пропозитивной сферой. В словосочетании минувшие люди отражается взгляд на человека как временную категорию, длящийся процесс (Ср.: минувшие дни). Оборот «вещество существования» представляет собой своеобразную образную формулу, в которой отражается поиск устойчивых, неизменных Все примеры и цитаты из произведений А.П.Платонова приводятся по изданию: Андрей Платонов Государственный житель. - Минск, 1990.
Стр.1