Антифрикционные твердосмазочные покрытия – современная альтернатива резьбовым пастам для сборки обсадных труб В настоящее время широко распространена практика применения резьбовых паст/смазок при монтаже обсадных и насосно-компрессорных труб. <...> Пасты наносятся на резьбовую поверхность и обеспечивают необходимый коэффициент трения при свинчивании труб, предотвращают образование задиров и заедание, облегчают демонтаж. <...> В настоящей статье рассмотрим альтернативную технологию, которая лишена перечисленных недостатков и в целом позволяет сократить затраты нефтегазовых операторов при добыче энергоресурсов. <...> Это применение антифрикционных твердосмазочных покрытий (АФП), которые наносятся на заводе-изготовителе, обеспечивая подготовку труб к сборке и не требуют выполнения от монтажников дополнительных операций по смазыванию. <...> Покрытия обеспечивают необходимый комплекс свойств – «сухую» смазку с требуемым значением коэффициента трения и противозадирными свойствами, защиту от коррозии. <...> М. И. ПРУДНИКОВ – к.т.н., Директор департамента исследований и новых разработок ООО «АТФ», г. Москва e-mail: m.prudnikov@atf.ru При всей простоте и доступности этой технологии ей присущи очевидные недостатки: • выполнение операций очистки и смазки требует дополнительных затрат времени при выполнении монтажа; • пасты от разных производителей имеют различные фрикционные характеристики, что требует проведения дополнительных испытаний и соответствующей корректировки прикладываемого крутящего момента при затяжке; • пасты требуют повторного нанесения при каждом последующем монтаже или после длительного хранения деталей; • пасты содержат в составе смазочное масло и вызывают налипание пыли или иных абразивных частиц, что может привести к необратимому повреждению рабочих поверхностей при монтаже; • применение резьбовых паст, особенно при обустройстве морских скважин, наносит ущерб окружающей среде изза <...>