УДК 159.9.072 АКТИВНОЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ1 Пилишвили Татьяна Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: pilishvili_ts@pfur.ru Шабданбекова Зулайка Шабданбековна — магистрант кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 РЕЗЮМЕ В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ активного совладающего поведения как акмеологического ресурса в профессиональной деятельности учителей. <...> Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что совладающее поведение учителей может быть различным в зависимости от целевой аудитории, с которой они работают. <...> В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики совладающего поведения как индивидуального способа совладания с внешней или внутренней трудной ситуацией, определяемой её логикой, значимостью для субъекта и психологическими характеристиками. <...> Показано, что активное совладающее поведение включает в себя прогнозирование будущих возможных проблем, постановку целей, планирование путей их достижения, реализацию планов, ориентированных на будущее в форме преодоления потенциальных препятствий. <...> Эмпирическая проверка гипотезы проведена на учителях средних учебных учреждений г. Бишкека Кыргызской Республики. <...> Использованы методы: а) психодиагностической оценки совладающего поведения в профессиональной деятельности; б) сравнительного, корреляционного анализа. <...> 68 учителя начальных классов чаще считают основной трудностью в профессиональной деятельности неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость), учителя старших классов — неорганизованность и низкую <...>