, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии (Дагестанский государственный университет) ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ШИИЗМЕ Ислам в современном мире представлен разными течениями и направлениями, в связи с чем особый интерес вызывает изучение закономерностей в распространении различных идейных течений в шиизме, появившихся в результате нескольких расколов в некогда единой социально-политической и религиозно-философской доктрине ислама, и объяснение их социально-культурными, национально-этническими различиями и противоречиями. <...> Что касается теологических исследований, можно отметить тот факт, что шиитские богословы обычно затрагивают в своих произведениях вопросы происхождения и сущности суннитскошиитских противоречий в истории шиизма, и в результате этого многие произведения носят характер схоластической полемики с суннитами. <...> Конечно, нельзя не учитывать, что серьезные фундаментальные различия во взглядах между суннитами, шиитами и представителями иных направлений ислама средневекового периода, а также фракционные расхождения внутри отдельных мусульманских общин вряд ли могут быть удовлетворительно объяснены современными исследователями, поскольку надежные источники, датируемые временем раннего ислама, отсутствуют. <...> В то же время более поздние документы, написанные историками и теологами того периода, отражают уже сформировавшиеся оригинальные взгляды отдельных «сект», к которым эти авторы принадлежали. <...> Подобные проявления можно найти в суннизме халифата Аббасидов, хариджизме государств Северной Африки, шиизме-исмаилизме халифата Фатимидов, шиизме-исмаилизме низари государства Аламут, шиизме исмаилизме муста'ли государства Сулайхидов в Йемене и др. <...> В целом шиизм VII–X вв. представлял довольно широкое направление в исламе, которое, зародившись как политическое движение, вскоре трансформировалось в специфическую <...>