, магистр экономики, Карагандинский университет «Болашак» (Казахстан) СОВРЕМЕННЫЕ ИСЛАМСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ГРУППЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ* В настоящее время в исламских течениях выделяют шесть основных направлений: традиционализм, секуляризм, салафизм, либеральный Ислам, исламский модернизм и «неовозрожденчество» («неоревайвализм»). <...> Если попытаться вкратце охарактеризовать данные течения1, то можно выделить следующие канонические и социально-политические характеристики, начиная с «традиционного» Ислама (традиционализма): – вера в необходимость следования одному из классических мазхабов и, соответственно, тенденция к следованию традиционным интерпретациям Корана и Сунны; – Ислам идеален и не требует модернизации, превалируют унаследованные традиции классического периода Ислама; – тенденция к усилению собственной набожности как оппозиция политическому активизму; – тенденция к послушанию по отношению к существующей государственной власти; – тенденция к отказу от демократии и ее принципов, иногда присутствует участие в демократической политике для того, чтобы достичь своих целей; * Текст доклада, представленного на конференции «Мусульманские движения и механизмы воспроизведения идеологии ислама в современном информационном пространстве» (Казань, 13–17 ноября 2013 г.). <...> 1 Данная классификация принадлежит профессору Ихсану Багби (департамент арабских и исламских исследований, университет Кентукки, США), лекции которого были прослушаны весной 2013 г. 65 – подозрительность к западным идеям и правилам, особенно к тем, которые не соответствуют нормам Ислама; – Шариат должен исполняться сообразно тем правилам, которые были унаследованы с классического периода Ислама. <...> Далее, секуляризм в исламских странах имеет следующие черты: – отказ от Корана и Сунны как абсолютных авторитетов; неприятие в восприятии норм Ислама; – вера в отделение государства <...>