Если вернуться к вопросам, поставленным во введении, ответ на первый из них с высокой степенью уверенности можно сформулировать следующим образом: несмотря на свою объективную включенность в трансграничную по положению в пространстве этноконфессиональную общность, шииты Ирака не обладали действительно значимым потенциалом угрозы той модели национального государства, что формировалась в Ираке в годы правления Саддама Хусейна. <...> И именно это, внешнее по отношению к шиитам политическое провоцирующее воздействие извне, а отнюдь не их принадлежность к трансграничной этноконфессиональной общности, предопределило восстание 1991 г. Даже выступив против государства, шииты Ирака в большинстве своем не отвергали это государство в принципе, но главным образом хотели изменить свое положение в нем. <...> Поэтому ответ и на второй вопрос: реализовался ли потенциал именно трансграничного этноконфессионального вызова национальному государству в Ираке, – тоже следует признать отрицательным. <...> Г. Карпов, кандидат исторических наук (Институт Африки РАН) «ШАРЛИ ЭБДО»: ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ 8 января 2015 г. были ликвидированы исполнители теракта в «Шарли Эбдо» – братья Саид и Шериф Куаши. <...> Их сообщник, Амеди Кулибали, 9 января 2015 г. захватил магазин кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже, убив четырех человек. <...> 122 В ходе спецоперации французских силовиков 9 января 2015 г. Кулибали был убит. <...> Расследование продолжается, но уже понятно, что исполнителями терактов были французы алжирского происхождения, сторонники радикального ислама. <...> Международные скандалы с публичным оскорблением ислама случались и ранее. <...> Однако в отношении числа пострадавших от них, расстрел редакции «Шарли Эбдо» занимает, безусловно, положение, из ряда вон выходящее. <...> В 1988 г. большое негодование мусульман во всем мире вызвала публикация романа англоязычного индийского писателя Салмана Рушди «Сатанинские стихи». <...> По аналогичному алгоритму разворачивался <...>