, ассистент (Адыгейский государственный университет) ИСЛАМ – ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Северный Кавказ – одна из критических, болевых точек современной России. <...> Особую актуальность сегодня обретают социокультурная идентичность этого региона, определение его места и специфики в составе России, его отношений с федеральным центром и перспектив его развития, т.е. его социально-политических и геополитических ориентаций в XXI в. <...> Исторически сложившаяся полиэтничность, социальноэкономическая многоукладность Северного Кавказа обусловили и его поликультурность, пересечение в этом регионе местных патриархальных культур, исламской культуры, российской христианской культуры, западноевропейской культуры. <...> Эти факторы определяют неоднозначность и сложность проблемы социокультурной идентичности Северного Кавказа, плюрализм интерпретаций этой идентичности, жесткую полемику между различными версиями. <...> При этом надо понимать, что речь идет не об абстрактнофилософской проблеме определения своеобразия Северного Кавказа, а о практической политике, об определении курса развития северокавказских народов и общества, о формировании новых от55 ношений социокультурных систем этого региона с федеральным центром и о практическом способе включения этих систем в российскую цивилизацию. <...> Одной из ключевых при определении культурной идентичности Северного Кавказа является проблема роли ислама как элемента и фактора социокультурной специфики Северного Кавказа. <...> Чтобы адекватно определить ислам как политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа, нужен многомерный подход, дифференцирующий этот фактор: 1) в историческом аспекте; 2) в современной динамике (в тенденциях его развития); 3) в региональной специфике (по регионам Северного Кавказа). <...> При анализе социокультурной роли ислама нужно учитывать, что он играет свою роль во взаимодействии <...>