Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Любовная мечта современных русских художников

0   0
Первый авторВрангель Николай Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID12628
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Врангель, Н.Н. Любовная мечта современных русских художников : Статья / Н.Н. Врангель .— : [Б.и.], 1909 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12628 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Врангель Любовная мечта современныхъ русскихъ художниковъ MАДОННЫ Voуez cette Mаdone, -- c'est le portrаit d'une courtisаne. <...> Бѣлый ангелъ съ мечомъ сталъ у дверей, чтобы охранять блаженство, недоступное соблазненнымъ. <...> Въ райскомъ саду красоты мечтой художниковъ и поэтовъ были созданы призраки полу-Дѣвы -- умнѣе и хитрp3;е ангеловъ. <...> А изгнанницу Еву обожествила земная мечта и въ невѣдѣніи назвала Мадонной -- прекрасной, величавой, смиренномудрой Дѣвой. <...> Это была Лилитъ -- первая жена Адама которой Сатана, по словамъ Реми де Гурмона, сказалъ: "Человѣка я отдалъ въ твою власть, чтобы ты унизила его, чтобы слезы его стали смѣшными, чтобы домъ его сталъ больницей, а кровать лупанаромъ. <...> Гдѣ убранная ризами -- мечта съ ликомъ земной женщины? <...> Такъ и современный художникъ узналъ въ Мадоннѣ изгнанную Еву, давно знакомую ему и его друзьямъ женщину. <...> Это Лилитъ, которой Сатана сказалъ: "Человѣка я отдалъ въ твою власть, чтобы ты унизила его, чтобы слезы его стали смѣшными, чтобы домъ его сталъ больницей, а кровать лупанаромъ"... <...> Вотъ почему въ живописи, украшающей храмы молитвы, грустны и унылы безликія Божества. <...> Съ XVIII-го столѣтія и до 80-хъ годовъ девятнадцатаго вѣка русскіе художники представляли себѣ Мадонну въ видѣ розовой, улыбающейся, нарядной и красивой по земному женщины, иногда съ дѣланно-испуганными глазами, но всегда соблазняющей своей тѣлесной, реальной красотой. <...> Мадонна въ русской живописи этого времени кажется намъ знакомой, свѣтской или простонародной женщиной, часто мѣщанкой, но ни въ какомъ случаѣ не отвлеченнымъ типомъ. <...> Мадонны Васнецова не тѣ женщины, что ищетъ и любитъ современный человѣкъ; онѣ не <...>
Любовная_мечта_современных_русских_художников.pdf
Бар. H. H. Врангель Любовная мечта современныхъ русскихъ художниковъ MАДОННЫ Voуez cette Mаdone, -- c'est le portrаit d'une courtisаne. Mèrimée. "Аполлонъ", No 3, 1909 OCR Бычков М. Н. Женщина, послѣ грѣхопаденія, была изгнана изъ рая. Бѣлый ангелъ съ мечомъ сталъ у дверей, чтобы охранять блаженство, недоступное соблазненнымъ. Но Змѣй-искуситель -- главный грѣховникъ -не перешелъ границъ Эдема. Онъ остался въ раю -- жить, учить и блаженствовать. Въ Старомъ Завѣтѣ не сказано, что въ раю поселились новыя существа. Но такъ было въ дѣйствительности. Въ райскомъ саду красоты мечтой художниковъ и поэтовъ были созданы призраки полу-Дѣвы -- умнѣе и хитрp3;е ангеловъ. А изгнанницу Еву обожествила земная мечта и въ невѣдѣніи назвала Мадонной -- прекрасной, величавой, смиренномудрой Дѣвой. И много вѣковъ люди, жаждущіе красоты недостижимой, молились ей... Но тамъ, въ раю, долго невидимыя, безплотныя, жили безликія тѣни грѣшницы, порочной и изысканной, лишь наполовину внявшей соблазнамъ Змѣя. Она взяла только нужное, изъ того, что полностью предлагалъ услужливый Дьяволъ и запрещалъ Ангелъ. Это была Лилитъ -- первая жена Адама которой Сатана, по словамъ Реми де Гурмона, сказалъ: "Человѣка я отдалъ въ твою власть, чтобы ты унизила его, чтобы слезы его стали смѣшными, чтобы домъ его сталъ больницей, а кровать лупанаромъ. И женщину я сдѣлаю такою же, какъ ты. Послѣ удовольствія она будетъ выть, какъ мать, ребенка которой волчица уноситъ въ пасти... In vulvа infernum... И Ефратъ прольетъ черезъ нее свои воды и не угаситъ ея углей". Предреченное сбылось. И теперь эта женщина, сдѣланная Дьяволомъ, -- не Ева, не Лилитъ, а Мечта нашихъ дней. Ева, никогда не грѣшащая только потому, что она родилась порочной и сдѣлаться ею не можетъ,-дѣвушка съ невиннымъ лицомъ ребенка, одѣтая какъ взрослая, въ пышной прическѣ, раскрашенная какъ кукла, смѣсь дьяволицы и серафима,-съ маленькой головой и большими глазами, какъ у бархатной бабочки, а ротъ--какъ кровавый ивѣтокъ съ крошечнымъ розовымъ язычкомъ кошечки,-смѣсь зла и невинности, подростка и старушки,-больной, оранжерейный цвѣтокъ въ оправѣ Лалика,-странное и острое сліяніе непонятнаго и знакомаго, невинности и грѣха, дѣвочка, о которой сказалъ бы Альтенбергъ: "И смотря на нее, дѣти становятся взрослыми, а взрослые дѣтьми"... Вотъ онѣ -- манящіе призраки современности, женщины-тѣни, которыми населенъ рай! А Мадонна, Дѣва-Марія, которой поклонялись столько вѣковъ? Гдѣ возсѣдаетъ она на своемъ пышномъ тронѣ? Гдѣ убранная ризами -- мечта съ ликомъ земной женщины? Гдѣ она -- богиня неизреченнаго, безмолвнаго, великаго поклоненія и неразгаданной красоты? Долгіе вѣка обожали и любили люди свою Мадонну, обожествленную Еву. Женщину земли одѣвали божественной, причесывали и гримировали. Женщину любовницу, по модному одѣтую, съ кокетливой прической, въ новомъ сіяніи, въ новыхъ нечеловѣческихъ ризахъ, окруженную своими приспѣшниками, называли святыней. И ни одинъ дерзкій не смѣлъ говорить, что это -- та земная подруга, которую онъ такъ хорошо зналъ. Но въ сказкѣ Андерсена дуракъ увидѣлъ, что король -- голый. Такъ и современный художникъ узналъ въ Мадоннѣ изгнанную Еву, давно знакомую ему и его друзьямъ женщину. Ту самую, что онъ вчера рисовалъ вакханкой. И никакія силы не могутъ cъ тѣхъ поръ закрыть людямъ глаза. Во всѣхъ божественныхъ ликахъ мы видимъ теперь одно земное очарованіе. Многіе разно, по своему создавали свою Мадонну -- мечту, но она сошла на землю, превратилась
Стр.1