Если центральноазиатские власти не смогут изыскать ресурсы для преодоления внешних вызовов и внутренних проблем, в странах могут усилиться радикальные оппозиционные настроения, которыми воспользуются экстремисты всех мастей. <...> Для противодействия такому варианту развития государствам региона нужна, помимо сильной армии и специально обученных сил быстрого реагирования, стратегия ответа на внутренние и внешние вызовы и риски. <...> Такую помощь, в том числе в сфере разведки и безопасности, центральноазиатские государства могут получить от России, которая жизненно заинтересована в поддержании стабильности в регионе и нейтрализации исламистской угрозы. <...> Предстоящий уход боевых частей из Афганистана и передача ответственности за обеспечение безопасности в стране правительству в Кабуле ставят Россию и патронируемые ею структуры безопасности – ОДКБ и ШОС – перед серьезными вызовами. <...> В будущем им предстоит играть более значимую роль в деле афганской стабилизации. <...> Поэтому перед Россией уже сегодня стоит задача развить ШОС до уровня эффективно действующей международной организации, выстраивая ее в многостороннем формате в качестве механизма успешного регионального взаимодействия. <...> , кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА В ГЕОПОЛИТИКЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Политический ландшафт Центральной Азии претерпевает изменения, от которых во многом зависит будущая роль в регионе 95 главных геополитических сил – США / ЕС, Китая и России. <...> Наряду с изменением внешних условий, связанных с выводом войск международной коалиции из Афганистана, расстановка политических сил в ЦА во многом определяется внутрирегиональными процессами. <...> Так, углубление противоречий между центральноазиатскими республиками по вопросу использования водных ресурсов трансграничных рек вылилось в противостояние Астаны и Ташкента, с одной стороны, Бишкека и Душанбе <...>