, востоковед АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) ВОПРОС НА КАВКАЗЕ Термином адыгский (черкесский) «вопрос» можно условно объединить наиболее актуальные для адыгских (т.е. адыгейских, кабардинских и черкесских) этнических активистов проблемы, которые в форме политически окрашенных требований активно транслируются ими в публичное социально-политическое пространство и находят сочувствие и отклик в адыгской этнической среде. <...> Содержание адыгского «вопроса» легко фиксируется посредством наблюдения над событиями в Адыгее, КБР и КЧР и анализа соответствующей общественно-политической риторики. <...> По состоянию на середину 2010 г., в основное содержание адыгского «вопроса» входили: – требования к РФ официально признать геноцид адыгов, который, с точки зрения части адыгов, был осуществлен Россией в годы Кавказской войны (1817–1864). <...> Инициативы этнических активистов по признанию геноцида зарубежными странами и организациями; – требования о переселении в РФ зарубежных адыгов (потомков покинувших пределы своей исторической родины адыгов вследствие Кавказской войны), облегчения процедуры получения вида на жительство в РФ и вступления в российское гражданство, 56 создания благоприятных условий для адаптации переселившихся в РФ; – требования части черкесов (КЧР) по проведению «справедливой кадровой политики», обузданию «карачаевской этнократии», образованию Черкесской автономной области и ее выделению из состава КЧР; – вопрос об образовании укрупненного «адыгского» субъекта РФ, который объединил бы Адыгею, КЧР, КБР и, возможно, части территорий Краснодарского и Ставропольского краев; – требования части кабардинцев (КБР) по сохранению контроля над «кабардинскими землями», недопущению их передачи в состав муниципальных поселений с преимущественно балкарским населением. <...> Социально-политические и этноидеологические процессы, обусловленные адыгским «вопросом», не нейтральны по отношению к государству, национальной <...>