, востоковед (ИВ РАН) ИНСТИТУТ ВАКФА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Вакф представляет собой имущество, отчуждаемое в благотворительных целях. <...> После передачи определенного имущества в вакф (или, по мнению некоторых мусульманских правоведов, после объявления решения об этом) оно перестает быть собственностью учредителя вакфа (вакифа), не становясь вместе с тем собственностью того, кто получает вакф и управляет им в интересах обозначенных вакфом выгодоприобретателей. <...> Однако в России мусульмане и мусульманские духовные лидеры не всегда ясно понимают назначение вакфа, забывая о том, что вакуфное имущество не передается в собственность религиозных организаций и лишь доход от него может быть использован в их интересах. <...> 24 В Поволжье вакфы иногда смешиваются с другими исламскими институтами: гышаром (правильнее – ‘ушром, т.е. десятиной – как правило, десятой частью урожая), закятом, а также доходами, полученными от проведения таких религиозных обрядов, как хатемлар (собрания с молитвами за усопших), джаназа (похоронный обряд) и др. <...> Нередко вакф воспринимается как фонд для финансирования различного рода текущих расходов мечети и мусульманского духовенства. <...> Очевидно, что очень сложно вести конструктивный диалог, когда инициаторы развития вакуфной системы не знают, что же она собой на самом деле представляет. <...> Особо следует отметить, что широкое распространение в царской России (прежде всего в Поволжье) получил неправильно понимаемый наличный вакф, суть которого состояла в том, что учредитель вакфа выделял на благотворительные цели определенную сумму денег и размещал ее под проценты, предназначавшиеся выгодоприобретателям (мечетям, мусульманскому духовенству, ученикам (шакирдам) религиозных учебных заведений и др. <...> ). Таким образом, практически повсеместно соблюдалось одно положение мусульманского права и нарушалось другое, более важное, неоднократно и недвусмысленно сформулированное в Коране, – запрет <...>