В работе представлена попытка объяснить исторические истоки антипотребительского движения (антиконсюмеризма) с позиций аксиологии и концепции аутопойезиса Н. <...> Целью данной статьи является выяснение условий возникновения идеологии антиконсюмеристских движений середины – конца
XX века и порожденных ею социальных практик на индивидуальном и социальном уровнях. <...> В качестве
аксиологического фактора антиконсюмеризма рассмотрен феномен ресентимента (на основе концепций
Ф. Ницше <...> Шелера), в качестве социально-системного фактора – аутопойезис общества потребления. <...>
Показаны связь феномена ресентимента со средним классом, творческий характер и значимость ресентимента в формировании новых ценностей в обществе потребления, а также зависимость интенсивности
антипотребительского движения от усиления властной иерархии в обществе. <...> Временем возникновения
и массового распространения феномена ресентимента мы считаем эпоху Реформации (XVI–XVII века), что
совпадает с началом формирования капиталистической формации. <...> В то же время антиконсюмеризм представляется как аутопойезис общества потребления, т. е. он формируется самой системой потребления с целью самовоспроизводства общества, что объясняет неспособность различных движений и контркультуры
к эффективному противостоянию обществу потребления. <...> В статье рассмотрены механизмы нейтрализации социальных движений (на примере молодежных субкультур) аутопойетической системой. <...> Дан анализ
некоторых теоретических прогнозов относительно будущего общества потребления и сделан вывод
о том, что его дальнейшее существование неопределенно в силу внутреннего структурного кризиса капитализма. <...>